За 10 месяцев 2025 года подростковая преступность в Казани снизилась лишь на 2,8%, проинформировали в исполкоме города. Проблемам с законом часто предшествуют агрессивное поведение, прогуливание уроков, уходы из дома, жестокость к животным.
Нередко трудными подростками вопреки ожиданиям становятся дети из нормальных семей. Родители не понимают, что происходит с ребенком и как наставить его на правильную дорогу.
О причинах девиантного поведения подростков и возможностях его коррекции «АиФ Казань» рассказывает кандидат педагогических наук, дефектолог с 27-летним опытом работы, создатель сети нейрологопедических центров в Казани Гульнара Валиуллина.
Венера Вольская, «АиФ Казань»: Девиантное поведение у подростков – это поступки, отклоняющиеся от общепринятых норм, которые вредят самому подростку и окружающим. Сюда относят воровство, побеги из дома, участие в драках, употребление алкоголя и наркотиков, суицидальное поведение. Гульнара Владимировна, почему проблемными подростками часто начинают заниматься только тогда, когда они нарушают закон?
Гульнара Валиуллина: Родители нередко погружены в свои будничные хлопоты, зарабатывание денег и склонны считать поведение подростковыми особенностями, которые «сами пройдут». То есть мамы и папы не отличают нормальные возрастные особенности от нарушения. Кроме того, у взрослых включается защитный механизм психики – «мой ребенок не мог такого сделать», «у друзей могут быть проблемы с законом, но не у моего сына».
Что касается участковых врачей, они занимаются физическим здоровьем, и если пациент пришел, скажем, с ОРВИ, доктора не проводят психологический скрининг. А школьные педагоги, к сожалению, перегружены, и у них нет времени, а иногда и компетенций, чтобы оценить масштаб бедствия.
Таким образом, каждый из взрослых видит свой фрагмент проблемы, но никто не складывает паззл целиком. В результате проблема недооценивается.
– Именно для подростков характерно отклоняющееся поведение?
– Да, ведь возраст с 11 до 18 лет связан с психологической незрелостью человека, а также со значительными физиологическими и социальными воздействиями на формирующуюся психику. Например, нервная система сталкивается с быстрыми и серьезными изменениями.
– Что скажете о причинах девиантного поведения?
– Есть две группы причин – медико-биологические и социальные. Первые связаны с наследственностью, гормональным дисбалансом, травмами и др. В основе нередко лежат психические заболевания, поэтому может понадобиться консультация врача-психиатра.
К социальным факторам относятся неблагоприятная семейная обстановка, жестокое обращение, а также влияние среды (травля, криминальные компании), педагогическая запущенность.
Как показывает практика, часто встречаются интернет-зависимость и игровая зависимость. Но заставляет родителей обратиться за помощью к специалисту обычно агрессивное и антисоциальное поведение, а зависимости «идут комплектом».
– Как классифицируют девиантов?
– По форме проявления отечественные специалисты выделяют, во-первых, агрессивное поведение (физическая, вербальная агрессия), во-вторых, аддиктивное – когда человек уходит от реальности с помощью алкоголя или психоактивных веществ, игромании, интернет-зависимости. Третья группа –криминальное поведение , то есть правонарушения.
По другой классификации, есть асоциальное поведение, к которому относится бродяжничество, прогуливание школы, а также антисоциальное, или антиобщественное, поведение (грабежи, насилие, вандализм и так далее).
Существует и аутодеструктивное (саморазрушающее) поведение. Это суицидальные попытки, нарушения пищевого поведения, химические и нехимические зависимости.
Часто у одного человека наблюдаются несколько признаков. Например, школьник прогуливает уроки, не желает заниматься уроками, погружается в изоляцию и виртуальный мир – убежище от реального, который стал для растущего человека источником тревог и разочарований.
– Что при коррекции трудного поведения повышает шансы на успех?
– Самое важное – установление контакта с подростком. Он должен доверять вам, почувствовать, что его не порицают, а пытаются понять и помочь. Чем раньше получилось начать работу с нарушением, тем лучше, в этом случае оно проще поддается коррекции.
Подход такой – опираемся на сильные стороны человека. Может быть, есть результаты в спорте, или он творческий человек, а возможно, он владеет техническими навыками. Это может стать его точкой опоры для возвращения самоуважения.
А взрослым понадобятся последовательность и терпение: просто и легко не будет. Мы объясняем родителям, что на пути ждут и успехи, и рецидивы. Главное – не опускать рук и ставить новые задачи.
Упомяну также системный подход. Упрощенно говоря, нельзя «починить» только юношу или девушку, нужно работать с его семьей, налаживать отношения в школе.
Превратиться в соучастника
– Читала такой совет: с целью установления настоящего контакта найдите деятельность, которая интересна тинэйджеру, при этом вы в этом авторитет. Второй – создайте для него благоприятную среду . Но «хорошая среда» для взрослого и для растущего человека – разные вещи.
– Действительно, непростая задача – еще и потому, что мир подростка закрыт для окружающих, а все имеющиеся ключи не подходят. Все знают случаи, когда папа-программист не может увлечь сына-геймера написанием кодов, а мама -спортсменка безуспешно пытается поделиться спортивным интересом с дочерью, которая сутками рисует аниме.
На мой взгляд, решение в том, что нужно на время превратитьсяв «соучастника» интересов тинэйджера. Не обязательно становиться экспертом, можно просто удивляться. Сядьте рядом, когда он занят любимым занятием, например, послушайте его странную музыку и спросите, чем она его цепляет. Не оценивайте, а исследуйте его мир. Иногда даже этогобывает достаточно для начала перемен.
Второе – поддержите его интересы, покажите, что они вам небезразличны. Если ребенок рисует на полях тетрадей, купите ему блокнот. Задает вопросы о химии – найдите набор для безопасных, но зрелищных опытов. Это сближает родителей и подростка, а главное, дает сигнал «ты значим для меня, я на твоей стороне».
Можно пойти и дальше: позволить подростку на время стать вашим учителем. Попросите научить вас какой-то игре или пусть расскажет, как устроен тик-ток.
– Основы для крепкой связи между матерью/отцом и ребенком закладываются в детстве. Но бывает, что даже к старшему школьному возрасту она так и не появляется. С чего начать?
– Важно создать эмоциональное пространство, где родители и дети любопытствуют вместе. Причемэто вовсене стерильная комната с «правильными» игрушками. Даже идеальные мать и отец не в состоянии оградить детей от всех рисков. Зато могут построить такие отношения, что, попав в сложную ситуацию, сын или дочь пойдет не к случайным людям в интернете, а к вам.
– Какой опыт в работе с правонарушителями вы считаете удачным?
– Когда речь заходит о работе с теми, кто уже совершил преступление, большинство стран руководствуются логикой наказания. Особняком же стоит опыт норвежской тюрьмы Халден в сфере работыс заключенными – тамна практике перешлик концепции реабилитации и реинтеграции в общество. Акцент сделан на безопасности и защите человеческого достоинства, поскольку психологи доказали: находящийсяв состоянии постоянного стресса и страха человек занят выживанием и, как правило, не способен к рефлексии и положительным внутренним изменениям. Создав дружелюбнуюсреду, в Хальден открывают дорогу для работы над собой.
Другой важный аспект – соблюдение принципа нормализации жизни. Заключенные носят свою одежду,у них есть учебные и личные частные комнаты, спортзалы, они занимаются работой. Цель стоит не разорвать связь осужденных с социумом, а максимально сохранить ее, чтобы возращение в мир за пределами колючей проволоки не стало шоком.
Это предотвращает эффект погружения в тюремную культуру, когда человек не умеет жить обычной жизнью и после выхода из-за решетки возвращается к преступной деятельности.
«Мы наказываем лишением свободы, а не лишением человеческого достоинства, – говорят создатели проекта. – Чтобы человек перестал быть преступником,с ним нужно обращаться как с человеком».
– Причины, по которым люди встают на скользкий путь, у каждого свои…
– Поэтому создается индивидуальный план реабилитации. В частности, проводится лечение зависимостей, работа с гневом и др. Особое внимание в тюрьме Хальден уделяется профессиональному обучению – здесь учат профессиям, востребованным рынком.
Результат – низкий уровень рецидивов у вышедших из тюрьмы Хальден: показатели разнятся с привычными в несколько раз.
Растет жестокий ребенок
– Перейдем к конкретным случаям. Ребенок агрессивный, склонный к насилию, жесток к животным, при этом семья обычная. Нынче, при негативном инфополе о ЧП с подростками, такие проявления особенно пугают. Что делать?
–Работа должна быть максимально серьезная. Сначала нужно выяснить, нет ли у подростка психического заболевания или расстройства личности. Например, чувство вседозволенности, параноидальность, импульсивная вспыльчивость и неконтролируемые приступы гнева свойственны эпилептоидным психопатам.
Если же подросток нормотипичный, посмотрите, с кем он общается, что смотрит в интернете. Важно, чтобы он начал понимать, что любое применение насилия неотвратимо будет иметь последствия.
Обычно родители не знают, как эффективно справляться с агрессией, нужно обучатьих коммуникациис таким ребенком. Самого же подростка надо научить опознавать триггеры, запускающие агрессивную реакцию,а также направлять разрушительную энергию в спорт, в творчество (арт-терапию) и т. д.
–Девушка в 14 лет воровала из магазинов, позже с помощью психолога проблему побороли. Но в 17 лет остается манера надевать вещи – подруги, мамины и даже свитер дедушки. Внятно объяснить мотивы не может. Как все это понимать?
– Хорошо, что удалось решить вопрос с кражами из магазинов. А то, что девочка надевает одежду родных , это неосознанная попытка примерить роль подруги, роль матери и дедушки, символ надёжности и защиты. В этом возрасте молодые люди активно ищут себя, а такой крайний вариантспопытками напрямую примерить чужую «оболочку»– этопризыв о помощи, который нужно услышать. Чтобы помочь дочери пройти путь поисков менее болезненно, лучше обратиться к психологу или дефектологу.
– Сегодня остра проблема массового употребления электронных средств курения среди старшеклассников. При этом родители сталкиваются с тем, что даже в наркоцентрах Казани специалисты неохотно берутся за избавление от этой зависимости. Как быть?
– Действительно, наркоцентры были созданы под задачи избавления от тяжелой наркотической зависимости и алкоголизм и под вейпинг не перестроились. Чтобы получить профессиональную помощь, ищите специалистов, которые работают с подростковыми зависимостями, они есть.
– Президент РФ Владимир Путин 6 ноября одобрительно отозвался об идее ввести полный запрет на продажу вейпов в России, добавив, что эту инициативу поддерживает правительство. А пока – как донести до ребенка информацию о вреде вейпинга?
– «Электронки» провоцируют ослабление иммунитета, когнитивные (познавательные) нарушения, повреждение тканей легких и сердца. Большим источником проблем является накопление в лёгких масляных компонентов электронных сигарет. Может развиться липоидная (жировая) пневмония с кашлем, болью в груди, затрудненным дыханием, рвотой и диареей.
Сообщая эти и другие сведения, запугивать и сгущать краски не стоит, поскольку люди закрываются от такой информации. Говоря с дочерью, лучше акцентировать внимание на вреде для привлекательности, с сыном – на негативном влиянии на выносливость и силу.
И наконец, нужно разобраться вместе с подростком, чем его привлекает парение. Это может быть желание успокоиться, расслабиться, принадлежность к компании или просто интерес. А потом предложить альтернативные способы удовлетворения. Например, если причина – принадлежность к компании, можно чаще ездить в совместные поездки с друзьями, если желание получить удовольствие – завести новые хобби, стремление к релаксации – больше заниматься спортом.
– Чем мы как общество могли бы помочь детям с девиантным поведением?
Третье – вернуть институт разновозрастного неформального общения, Ведь почему подростки идут за лидером в плохую компанию? Отчасти потому, что нет перед глазами положительного примера. Необходимы ии программы наставничества, когда успешные молодые люди становится старшими друзьями. Нужно, чтобы тинэйджер мог общаться с позитивными, неосуждающими взрослыми.
– И напоследок – совет для родителей будущих подростков. Какое их поведение снижает вероятность того, что тинэйджер станет «проблемным»?
– Если они авторитетны для ребенка и относятся к нему с интересом и уважением, не впадая ни в гиперответственность, ни в безответственность. Если они понимают, что моральная поддержка для ребенка часто намного важнее, чем материальная. Это не так просто, как кажется, но этому можно научиться.
КСТАТИ
Неочевидные признаки девиантного поведения
- Вербальная агрессия, когда молодой человек или девушка то и дело проявляют недовольство и непримиримость, часто резки в суждениях, не хотят извиняться за свои поступки.
- Резкая смена настроения: человек весел и доброжелателен, а уже через минуту огрызается.
- Скрытность. Человек ведет себя тихо, незаметно, потому что считает, что сам способен решить свои проблемы. Ему неинтересны общение, учеба, школьная жизнь.
Затравили до истерики. Ученики престижного лицея довели девочку до отчаяния
Миллионы за боль и утрату. С казанского убийцы Галявиева взыскивают долги
«Снюс с привкусом бодрости». Почему школьники подсели на кофейные пакетики
«Школа на школу». Выпускники устроили массовую драку в центре Казани