Аргументы и Факты
kazan.aif.ru
16+
Казань
Аргументы и Факты
kazan.aif.ru
16+
Казань
Примерное время чтения: 12 минут
25

Уходит из дома, прогуливает уроки. Как исправить трудного подростка

Подростковый возраст - время, сложное и для тинэйджера, и для его родителей.
Подростковый возраст - время, сложное и для тинэйджера, и для его родителей. / Андрей Дорофеев / АиФ

За 10 месяцев 2025 года подростковая преступность в Казани снизилась лишь на 2,8%, проинформировали в исполкоме города. Проблемам с законом часто предшествуют агрессивное поведение, прогуливание уроков, уходы из дома, жестокость к животным. 

 Нередко трудными подростками вопреки ожиданиям становятся дети из нормальных семей. Родители не понимают, что происходит с ребенком и как наставить его на правильную дорогу.

О причинах девиантного поведения подростков и возможностях его коррекции «АиФ Казань» рассказывает кандидат педагогических наук, дефектолог с 27-летним  опытом работы, создатель сети нейрологопедических центров в Казани Гульнара Валиуллина.

Венера Вольская, «АиФ Казань»: Девиантное поведение у подростков – это поступки, отклоняющиеся от общепринятых норм, которые вредят самому подростку и окружающим. Сюда относят воровство, побеги из дома, участие в драках, употребление алкоголя и наркотиков, суицидальное поведение. Гульнара Владимировна, почему проблемными подростками часто начинают заниматься только тогда, когда они нарушают закон?

Гульнара Валиуллина:  Родители нередко погружены в свои будничные хлопоты, зарабатывание денег и склонны считать поведение подростковыми особенностями, которые «сами пройдут». То есть мамы и папы не отличают нормальные возрастные особенности от нарушения. Кроме того, у взрослых включается защитный механизм психики – «мой ребенок не мог такого сделать», «у друзей могут быть проблемы с законом, но не у моего сына».

Что касается участковых врачей, они занимаются физическим здоровьем, и если пациент пришел, скажем, с ОРВИ, доктора не проводят психологический скрининг. А школьные педагоги, к сожалению, перегружены, и у них нет времени, а иногда и компетенций, чтобы оценить масштаб бедствия.

Таким образом, каждый из взрослых видит свой фрагмент проблемы, но никто не складывает паззл целиком. В результате проблема недооценивается.

– Именно для подростков характерно отклоняющееся поведение?

 – Да, ведь возраст с 11 до 18 лет связан с психологической незрелостью человека, а также со значительными физиологическими и социальными воздействиями на формирующуюся психику. Например, нервная система сталкивается с быстрыми и серьезными изменениями.

– Что скажете о причинах девиантного поведения?

 – Есть две группы причин – медико-биологические и  социальные. Первые связаны с наследственностью, гормональным дисбалансом, травмами и др. В основе нередко лежат психические заболевания, поэтому может понадобиться консультация врача-психиатра.

К социальным факторам относятся неблагоприятная семейная обстановка, жестокое обращение, а также влияние среды (травля, криминальные компании), педагогическая запущенность.

Как показывает практика, часто встречаются интернет-зависимость и игровая зависимость. Но заставляет родителей обратиться за помощью к специалисту обычно агрессивное и антисоциальное поведение, а зависимости «идут комплектом».

– Как классифицируют девиантов?

– По форме проявления отечественные специалисты выделяют, во-первых, агрессивное поведение (физическая, вербальная агрессия), во-вторых, аддиктивное – когда человек уходит от реальности с помощью алкоголя или психоактивных веществ, игромании, интернет-зависимости. Третья группа –криминальное поведение , то есть правонарушения.

По другой классификации, есть асоциальное поведение, к которому относится бродяжничество, прогуливание школы, а также антисоциальное, или антиобщественное, поведение (грабежи, насилие, вандализм и так далее).

Существует и аутодеструктивное (саморазрушающее) поведение. Это  суицидальные попытки, нарушения пищевого поведения, химические и нехимические зависимости.

 Часто у одного человека наблюдаются несколько признаков. Например, школьник прогуливает уроки, не желает заниматься уроками, погружается в  изоляцию и виртуальный мир – убежище от реального, который стал для растущего человека источником тревог и разочарований.

– Что при коррекции трудного поведения повышает шансы на успех?

– Самое важное – установление контакта с подростком. Он должен доверять вам, почувствовать, что его не порицают, а пытаются понять и помочь. Чем раньше получилось начать работу с нарушением, тем лучше, в этом случае оно проще поддается коррекции.

Подход такой – опираемся на сильные стороны человека. Может быть, есть результаты в спорте, или он творческий человек, а возможно, он владеет техническими навыками. Это может стать его точкой опоры для возвращения самоуважения.

А взрослым понадобятся последовательность и терпение: просто и легко не будет. Мы объясняем родителям, что на пути ждут и успехи, и рецидивы. Главное – не опускать рук и ставить новые задачи.

Упомяну также системный подход. Упрощенно говоря, нельзя «починить» только юношу или девушку, нужно работать с его семьей, налаживать отношения в школе.

Превратиться в соучастника

 – Читала такой совет:  с целью установления настоящего контакта найдите деятельность, которая интересна тинэйджеру, при этом вы в этом авторитет.  Второй  – создайте  для него благоприятную среду . Но «хорошая среда» для взрослого и для растущего человека – разные вещи.

– Действительно, непростая задача – еще и потому, что мир подростка закрыт для окружающих, а все имеющиеся ключи не подходят. Все знают случаи, когда папа-программист не может увлечь сына-геймера написанием кодов, а мама -спортсменка безуспешно пытается поделиться спортивным интересом с дочерью, которая сутками рисует аниме.

На мой взгляд, решение в том, что нужно на время превратитьсяв «соучастника» интересов тинэйджера. Не обязательно становиться экспертом, можно просто удивляться. Сядьте рядом, когда он занят любимым занятием, например, послушайте его странную музыку и спросите, чем она его цепляет. Не оценивайте, а исследуйте его мир. Иногда даже этогобывает достаточно для начала перемен.

Второе – поддержите его интересы, покажите, что они вам небезразличны. Если ребенок рисует на полях тетрадей, купите ему блокнот. Задает вопросы о химии – найдите набор для безопасных, но зрелищных опытов. Это сближает родителей и подростка, а главное, дает сигнал «ты значим для меня, я на твоей стороне».

Можно пойти и дальше: позволить подростку на время стать вашим учителем. Попросите научить вас какой-то игре или пусть расскажет, как устроен тик-ток.

– Основы для крепкой связи между матерью/отцом и ребенком закладываются в детстве. Но бывает, что даже к старшему школьному возрасту она так и не появляется. С чего начать?

– Важно создать эмоциональное пространство, где родители и дети любопытствуют вместе. Причемэто вовсене стерильная комната с «правильными» игрушками. Даже идеальные мать и отец не в состоянии оградить детей от всех рисков. Зато могут построить такие отношения, что, попав в сложную ситуацию, сын или дочь пойдет не к случайным людям в интернете, а к вам.

– Какой опыт в работе с правонарушителями вы считаете удачным?

– Когда речь заходит о работе с теми, кто уже совершил преступление, большинство стран руководствуются логикой наказания. Особняком же стоит опыт норвежской тюрьмы Халден в сфере работыс заключенными – тамна практике перешлик концепции реабилитации и реинтеграции в общество. Акцент сделан на безопасности и защите человеческого достоинства, поскольку психологи доказали: находящийсяв состоянии постоянного стресса и страха человек занят выживанием и, как правило, не способен к рефлексии и положительным внутренним изменениям. Создав дружелюбнуюсреду, в Хальден открывают дорогу для работы над собой.

Другой важный аспект – соблюдение принципа нормализации жизни. Заключенные носят свою одежду,у них есть учебные и личные частные комнаты, спортзалы, они занимаются работой. Цель стоит не разорвать связь осужденных с социумом, а максимально сохранить ее, чтобы возращение в мир за пределами колючей проволоки не стало шоком.

Это предотвращает эффект погружения в тюремную культуру, когда человек не умеет жить обычной жизнью и после выхода из-за решетки возвращается к преступной деятельности.

«Мы наказываем лишением свободы, а не лишением человеческого достоинства, – говорят создатели проекта. – Чтобы человек перестал быть преступником,с ним нужно обращаться как с человеком».

– Причины, по которым люди встают на скользкий путь, у каждого свои…

– Поэтому создается индивидуальный план реабилитации. В частности, проводится лечение зависимостей, работа с гневом и др.  Особое внимание в тюрьме Хальден  уделяется профессиональному обучению – здесь учат профессиям, востребованным рынком.

Результат – низкий уровень рецидивов у вышедших из тюрьмы Хальден: показатели разнятся с привычными в несколько раз.

Растет жестокий ребенок

– Перейдем к конкретным случаям. Ребенок агрессивный, склонный к насилию, жесток к животным, при этом семья обычная. Нынче, при негативном инфополе о ЧП с подростками, такие проявления особенно пугают. Что делать?

 –Работа должна быть максимально серьезная. Сначала нужно выяснить, нет ли у подростка психического заболевания или расстройства личности. Например, чувство вседозволенности, параноидальность, импульсивная вспыльчивость и неконтролируемые приступы гнева свойственны эпилептоидным психопатам.

Если же подросток нормотипичный, посмотрите, с кем он общается, что смотрит в интернете. Важно, чтобы он начал понимать, что любое применение насилия неотвратимо будет иметь последствия.

Обычно родители не знают, как эффективно справляться с агрессией, нужно обучатьих коммуникациис таким ребенком. Самого же подростка надо научить опознавать триггеры, запускающие агрессивную реакцию,а также направлять разрушительную энергию в спорт, в творчество (арт-терапию) и т. д.

–Девушка в 14 лет воровала из магазинов, позже с помощью психолога проблему побороли. Но в 17 лет остается манера надевать вещи – подруги, мамины и даже свитер дедушки. Внятно объяснить мотивы не может. Как все это понимать?

– Хорошо, что удалось решить вопрос с кражами из магазинов. А то, что девочка надевает одежду родных , это неосознанная попытка примерить роль подруги, роль матери и дедушки, символ надёжности и защиты. В этом возрасте молодые люди активно ищут себя, а такой крайний вариантспопытками напрямую примерить чужую «оболочку»– этопризыв о помощи, который нужно услышать. Чтобы помочь дочери пройти путь поисков менее болезненно, лучше обратиться к психологу или дефектологу.

–  Сегодня остра проблема массового употребления электронных средств курения среди старшеклассников. При этом родители сталкиваются с тем, что даже в наркоцентрах Казани специалисты неохотно берутся за избавление от этой зависимости. Как быть?

– Действительно, наркоцентры были созданы под задачи избавления от тяжелой наркотической зависимости и алкоголизм и под вейпинг не перестроились. Чтобы получить профессиональную помощь, ищите специалистов, которые работают с подростковыми зависимостями, они есть.

– Президент РФ  Владимир Путин 6 ноября одобрительно отозвался об идее ввести полный запрет на продажу вейпов в России, добавив, что эту инициативу поддерживает правительство. А пока – как донести до ребенка информацию о вреде вейпинга?

– «Электронки» провоцируют ослабление иммунитета, когнитивные (познавательные) нарушения, повреждение тканей легких и сердца. Большим источником проблем является накопление в лёгких масляных компонентов электронных сигарет. Может развиться липоидная (жировая) пневмония с кашлем, болью в груди, затрудненным дыханием, рвотой и диареей.

Сообщая  эти и другие сведения, запугивать и сгущать краски не стоит, поскольку люди закрываются от такой информации. Говоря с дочерью, лучше акцентировать внимание на вреде для привлекательности, с сыном – на негативном влиянии на выносливость и силу.

И наконец, нужно разобраться вместе с подростком, чем его привлекает парение. Это может быть желание успокоиться, расслабиться, принадлежность к компании или просто интерес. А потом предложить альтернативные способы удовлетворения. Например, если причина –   принадлежность к компании, можно чаще ездить в совместные поездки с друзьями, если  желание получить удовольствие – завести новые хобби, стремление к релаксации – больше заниматься спортом.

 – Чем мы как общество могли бы помочь детям с девиантным поведением?

Третье – вернуть институт разновозрастного неформального общения, Ведь почему подростки идут за лидером в плохую компанию? Отчасти потому, что нет перед глазами положительного примера. Необходимы ии программы наставничества, когда успешные молодые люди становится старшими друзьями. Нужно, чтобы тинэйджер мог общаться с позитивными, неосуждающими взрослыми.

– И напоследок – совет для родителей будущих подростков. Какое их поведение снижает вероятность того, что тинэйджер станет «проблемным»?

– Если они авторитетны для ребенка и относятся к нему с интересом и уважением, не впадая ни в гиперответственность, ни в безответственность. Если они понимают, что моральная поддержка для ребенка часто намного важнее, чем материальная. Это не так просто, как кажется, но этому можно научиться.

КСТАТИ

Неочевидные признаки девиантного поведения

  • Вербальная агрессия, когда молодой человек или девушка то и дело проявляют  недовольство и непримиримость, часто резки в суждениях, не хотят извиняться за свои поступки.
  • Резкая смена настроения: человек весел и доброжелателен, а уже через минуту огрызается.
  • Скрытность. Человек ведет себя тихо, незаметно, потому что считает, что сам способен решить свои проблемы. Ему неинтересны общение, учеба, школьная жизнь.
Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах