Примерное время чтения: 6 минут
385

Сам себе хозяин. Плюсы строительных специальностей

Нужно ли каменщику учиться профессии, или со школьной парты идти на стройплощадку? Почему в колледжи все чаще приходят после 11 классов и что дает студентам участие в чемпионате профмастерства WorldSkills Russia?

На эти и другие вопросы отвечает заместитель директора по научно-методической работе Казанского строительного колледжа Ольга Денисова.

В рабочие идут те, кто хочет заработать

В Татарстане - строительный бум: в больших объемах возводится много- и малоэтажное жилье. Поэтому рынок нуждается в постоянном притоке квалифицированных рабочих. «Ключевое слово – квалифицированных, это требование времени, – отмечает Ольга Денисова. - Технологии сильно изменились, появились новые материалы. Но самое главное – повысились требования к качеству жилья. Усилен и контроль со стороны государства, придирчивы и сами заказчики».

Так что времена, когда строители могли работать «тяп-ляп», прошли. Теряет популярность и вариант «из школы - сразу на стройку». Рабочим в сфере строительства теперь требуются специальные знания и навыки.

«Поставщики современных строительных и отделочных материалов заинтересованы в умелых мастерах, поэтому специалисты таких известных производителей материалов, как «Кнауф», «Дёке Экстружн», «Технониколь», «Армстронг», проводят занятия с нашими студентами на постоянной основе, - рассказывает Ольга Денисова. – А значит, педагоги и ребята в курсе перемен, которые происходят в строительной отрасли. Уже работающие мастера и прорабы крупных строительных компаний и холдингов тоже могут повысить квалификацию, учась у представителей брендов». 

Крупные компании забирают студентов

Итак, из-за увеличения количества вакансий квалифицированных рабочих и перепроизводства специалистов с высшим образованием «синие воротнички» имеют гораздо меньше шансов сидеть без работы. Важно также, что строительные колледжи работают в плотной связке с работодателями и учитывают потребности рынка труда.

«Наш колледж обучает наиболее востребованным сейчас и в перспективе профессиям. Это сварщик, столяр, плиточник, облицовшик, штукатур, монтажник каркасно-обшивных конструкций», - рассказывает Ольга Денисова.

Нарасхват мастера умелые и знающие. «Сильная сторона колледжей и других средних специальных образовательных учреждений – большой объем практики. Например, в нашем колледже 70 – 80 процентов времени отдано практике – учебной, производственной, преддипломной. Колледж заинтересован и в том, чтобы наши выпускники в целом имели высокий уровень компетентности, - отмечают в Казанском строительном колледже. - Для этого мы активно организуем их участие в конкурсах профессионального мастерства. И прогресс в этом направлении радует: если в 2014 году в колледже было семь призеров региональных и национальных чемпионатов «Молодые профессионалы», то в 2016 году – уже 13.

Кстати, региональный этап важнейшего национального профессионального чемпионата для рабочих - WorldSkills Russia - проходил в этом году именно в нашем колледже. Радует, что в нем участвовало множество татарстанцев.

Три студента колледжа являются членами сборной России: Ислам Гайнуллин показал отличное умение класть кирпичную кладку, Ильсур Валиев – облицовывать плиткой, Индира Марданова стала лучшей в ландшафтном дизайне. А недавний проект, в котором учебное заведение принимало участие – Def-Skills, для ребят с ограниченными возможностями здоровья. Принимали этот чемпионат у себя в апреле, следующий состоится в октябре».

В колледж идут после 11 классов

Самые популярные у абитуриентов профессии – каменщик, сварщик, плиточник. Это соответствует требованиям рынка. «Если раньше в колледж охотно шли выпускники 9 класса и гораздо реже - 11 класса, то сейчас очень многие приходят после 11, - фиксирует новую тенденцию Ольга Денисова. - Объясняют они это тем, что, получив в короткое время востребованную рабочую профессию и устроившись быстро на предприятие, они быстро смогут стать финансово самостоятельными, ведь средняя зарплата квалифицированных рабочих в строительстве высокая. Высшее образование выпускники получают на заочной основе. 

И это разумный подход: к примеру, обучение на электромонтажника на базе 11 классов у нас занимает всего один год. При поступлении в Казанский энергоуниверситет учеба в рамках сокращенной программы продлится всего 4 года. В этом году при поступлении на обучение по программам подготовки квалифицированных рабочих желающих поступить было больше, конкурс составлял 1,7.

Многие наши выпускники идут в Казанский архитектурно-строительный университет, а еще на факультет строительства в Приволжский университет в Йошкар-Олу. Там ребята тоже учатся по сокращенной программе - на один год меньше по сравнению с остальными студентами.

Реализация непрерывного образования является одной из важнейших точек соприкосновения высшей школы и среднего профессионального образования. В рамках строительного кластера наиболее популярной является связка профильных специальностей – «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» в колледжах и «Промышленное и гражданское строительство» (направление «Строительство») в вузе».

«Международный» экзамен для рабочего

В качестве пилотного проекта Государственная итоговая аттестация в Казанском строительном колледже в этом и прошлом году проводилась в форме демонстрационного экзамена. В отличие от обычного, на нем оценивают результаты не свои же преподаватели, а эксперты, официально имеющие статус независимых. В системе оценки отталкивались от международных стандартов, в частности, требований WorldSkills Russia, которые более жесткие и ко времени выполнения задания, и к его результату, чем требования к обычному экзамену. В частности, выставлялись субъективная и объективная оценки. Кстати, прохождение этого экзамена, нацеленного на практику, облегчает переход от учебы к работе.

Плюсы строительной специальности – с ней человеку уже не страшен большой ремонт в квартире или даже строительство дома. А многие начинают работать на себя. «Да, это одна из тенденций последнего времени - ребята собирают свои бригады и занимаются строительством частных домов или ремонтными работами, - подтверждает Ольга Денисова. - А работать коллективом нужно уметь - не конфликтовать, добиваться результата. В колледже ребята как раз получают хорошие навыки работы в команде, потому что во время учебной и производственной практики часто применяется групповой, бригадный метод работы.

В качестве резюме скажу, что отношение к среднему профессиональному образованию сегодня совсем другое, - говорит Ольга Денисова. - Не зря многие владельцы строительного бизнеса не считают зазорным отправить получать его своих детей: в первую очередь потому, что это для ребят ценная практика и возможность изучить профессию с основ. Да и моя дочь тоже сначала получила среднее профессиональное образование - стала техником-строителем, а потом поступила на заочное обучение в вуз. Она считает, что это дало ей возможность быстрее адаптироваться и чувствовать себя уверенно на работе в строительной организации».

Подготовлено при содействии министерства труда, занятости и социальной защиты РТ.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах