Кто бы мог предположить, что тихий и размеренный мир театров Татарстана потрясет скандал, который разгорится вокруг патентного права? И вот теперь знакомые каждому с детства фольклорные герои Шурале и Су анасы оказались под ударом. Частная компания решила зарегистрировать этих персонажей в качестве товарных знаков и выставила театру кукол «Экият» солидный счет за их использование. Подробности - в материале «АиФ-Казань».
«Псевдокоммерция»
Театр кукол «Экият» является одним из самых знаковых культурных учреждений республики, удивительно, как детский театр оказался в центре патентного конфликта, с которым он явно не был готов столкнуться. Компания «Национальные Игрушки» предъявила досудебные претензии, потребовав выплату в полмиллиона рублей за использование зарегистрированных ею товарных знаков — известных героев татарского фольклора, таких как Шурале и Су анасы. Для театра, который десятилетиями ставил спектакли на основе этих персонажей, это стало настоящим шоком.
Художественный руководитель «Экията» Ильгиз Зайниев не стал скрывать своего возмущения. Он на заседании комитета Госсовета Татарстана выразил крайнюю обеспокоенность: «Эти образы — национальное достояние, а не чей-то частный актив. Как можно монополизировать то, что принадлежит всей нации?»
По мнению Зайниева, компания, зарегистрировавшая права на эти персонажи, занимается «псевдокоммерцией», ведь реальной продукции под этими брендами нет, зато есть требования к театру заплатить за использование фольклорных персонажей.
Коммерческая ловушка
Министр культуры Татарстана Ирада Аюпова высказала мнение, что театры республики не будут платить мошенникам, использующим лазейки патентного права.
«Это просто коммерческая авантюра, цель которой — получить деньги за воздух. Мы будем защищать наш театр и национальное достояние в суде. Никто не позволит превратить культурные символы в средство наживы», — заявила она.
Аюпова также подчеркнула, что ситуация требует более жесткого контроля со стороны Роспатента, ведь культурное наследие — это нечто большее, чем просто потенциальный товарный знак.
На фоне этого конфликта Министерство культуры направило запрос в профильное ведомство с предложением пересмотреть правила регистрации товарных знаков, связанных с культурным наследием. Аюпова настаивает, что использование персонажей, таких как Шурале или Су анасы, должно оставаться свободным для всех — от театров до школьных учебников, чтобы избежать монополизации национальных символов.
«Будем создавать бренд»
Компания, зарегистрировавшая фольклорных персонажей, возглавляется Искандером Асяновым. Он не видит в своих действиях ничего предосудительного. В его планах — дальнейшее расширение списка зарегистрированных персонажей и выпуск товаров с их изображениями.
«Мы не нарушаем закон. Мы просто воспользовались возможностью зарегистрировать товарные знаки. Почему нельзя сделать Шурале или Кар Кызы брендом?», - рассказал «АиФ-Казань» владелец компании.
Вопрос в том, что двигало «Национальные Игрушки». Представители компании заявляют, что патентное право позволяет им защищать интеллектуальные образы для дальнейшего коммерческого использования. По словам главы компании Искандера Асянова, они не намерены останавливаться на достигнутом и собираются расширить список зарегистрированных персонажей, включая Татар егете и Убырле карчык.
«Почему нельзя запатентовать Кар Кызы или Шурале? Это такие же бренды, как и любой другой», — заявляет Асянов, сравнивая фольклорных героев с коммерческими марками вроде «Микки Мауса». Однако для многих в культурной среде подобные заявления звучат как кощунство. Могут ли герои национальных сказок стать просто «брендами»?
Ситуация с «Национальными игрушками» не является единичным случаем. Татарстан уже сталкивался с подобными проблемами в прошлом, когда персонаж Кыш Бабай был зарегистрирован как торговая марка, и тогда ситуация спровоцировала аналогичную волну возмущений среди театральных деятелей и писателей.
Культурное наследие или бизнес?
На сегодняшний день театр «Экият» продолжает репетировать свои спектакли, готовясь к возможным юридическим баталиям. Главный режиссер театра Ильгиз Зайниев выразил свою тревогу: «Мы не должны позволить превратить культурные символы в товар. Это не только вопрос искусства, но и вопрос национальной идентичности».
По его словам, если ситуация не изменится, в будущем любое упоминание национальных героев потребует лицензионных отчислений, что поставит под угрозу многие культурные проекты.
Ситуация начинает набирать обороты и уже дошла до высших чинов. Депутат Государственной Думы России от Татарстана Айрат Фаррахов заявил, что возмущен патентным скандалом также, как и многие татарстанцы. Через авторитетного патентного поверенного народный избранник узнал о существовании еще нескольких похожих патентных троллях по России. Фаррахов уже готовится обратиться в палату по патентным спорам и отправить депутатский запрос в министерство экономического развития России.
«Никому ничего платить не надо», - подытожил протеже республики в Москве.
Прецедент может стать катастрофой для всей культурной индустрии. Театры, школы и даже издательства могут оказаться в заложниках патентного права, если компании начнут массово регистрировать культурные архетипы. Это касается не только Татарстана, но и всей России — представьте себе, что кто-то запатентует Кащея Бессмертного или Бабу Ягу.