Слухи о смерти бардовской песни - просто абсурд! Это ещё раз доказал юбилейный концерт казанских музыкантов Елены Юдиной и Марка Оффена, посвящённый 10-летию их дуэта.
В зале музея Аксёнова яблоку негде было упасть, а люди всё шли, устраивались в проходах, на приставных стульях. Послушать Елену и Марка, поздравить их с юбилеем пришла известная певица, заслуженная артистка Татарстана Юлия Зиганшина.
В чем сила авторской песни, и почему каждому из нас необходим мир музыки, рассказала «АиФ-Казань» певица Елена Юдина.
«За душу берут, сердце вынимают»
Ольга Любимова, «АиФ-Казань»: - Елена, песни Юрия Визбора, Булата Окуджавы, современных бардов, казалось бы, о давно известных истинах - ценности любви, дружбы, верности. Но, вновь и вновь, слушая их, люди преображаются - светлеют лица, загораются глаза…
Елена Юдина: - Да, темы бардовской песни не меняются. Авторы писали и будут писать о человеческих отношениях, чувствах - о том, что близко каждому из нас. В этой поэзии нет пошлости, есть красота, глубокий смысл. Хотя лично для меня в песне важна прежде всего красивая мелодия. Я слышу сначала мелодию, оцениваю её, а потом уже вслушиваюсь в стихи.
Особое удовольствие - репетиционный процесс, сам поиск песен. Сначала это какой-то этюд, и вот уже песня вырисовывается, становится цельным произведением. Иногда на репетициях песня звучит лучше, чем на концерте, когда от волнения небольшие шероховатости бывают - слова песни забыл, в аккордах запутался, ведь мы же не профессиональные певцы.
- «Не лукавьте, вы самые профессиональные - те, которые за душу берут, сердце вынимают, отогревают!», - сказала вам одна из зрительниц после вашего концерта. Когда ты начала петь, впервые вышла на сцену?
- В нашей семье пели и в праздники и в будни, да ещё на разные голоса. Мы с мамой шли яблоки собирать или малину и всё время пели. Дома вдвоём с сестрой мы регулярно готовили концертные программы, приглашали на концерт родителей, бабушку, кого-то из гостей.
А первыми выступлениями на большой сцене для меня стали концерты Хоровой капеллы Казанского университета. Хотя, когда я поступила в университет, никаких мыслей о хорах не было. Я окончила музыкальную школу, но петь в хоре не очень любила. В школьном хоре не нравилось потому, что некоторые ребята фальшивили. А на хоровые занятия в музыкальной школе было сложно ездить, ведь мы жили в селе, а школа была в райцентре. Иногда часа два приходилось ждать автобуса на остановке, поэтому от хора меня освобождали.
Поступив в университет, я, как многие первокурсники, побывала на так называемой общественной комиссии, которую организовывали ребята из Хоровой капеллы КГУ (сейчас КФУ) во главе с профессором Казанской консерватории Валерием Левановым. Он с 1966 по 2005 годы руководил Хоровой капеллой КГУ. На комиссии рассказывали, что в университете можно не только учиться, но и найти себе интересное занятие: «Вот у нас капелла есть, давайте мы вас послушаем». Мне сказали, что голос хороший и слух замечательный, пригласили в капеллу. Но я хотела не петь, а танцевать.
Хоровое братство
- Почему всё же передумала танцами заниматься?
- В капеллу меня буквально затащила сокурсница Раечка Галеева: «Ну, пойдём, там ведь будет капустник, и вообще, говорят, интересно!». Так я оказалась в по-настоящему поющем, взрослом хоре. После нашего школьного хора это было блаженство, восторг - вокруг тебя чистая голосовая гармония. Я была сражена, решила, что, конечно, останусь.
Кроме того, в капелле, как, наверное, и в других хорах, помимо репетиций, концертов идет другая большая жизнь - походы, какие-то посиделки. Мы собирались на все праздники, на 9 Мая - обязательно, и могли петь бесконечно и бардовские, и народные, и советские песни - чуть не до утра. До сих пор очень многие мои друзья - из тех времён, из капеллы.
После окончания университета кто-то продолжал петь в капелле, кого-то отвлекли на время семейные дела, маленькие дети.
В один из юбилеев капеллы мы, несколько человек, решили собраться ансамблем и подготовить песенное поздравление. Выступили с ним в актовом зале университета.
Подумали, почему бы нам не продолжать петь каким-то своим составом. Так образовался камерный хор «Гармония», которому в этом году исполняется 30 лет. Руководит им дирижёр-хоровик Гузель Гимаева. В капелле она была хормейстером - в этой роли у нас всегда выступали студенты консерватории. Гузель - человек очень энергичный, заводной, веселый, наша дружба началась в студенческие годы и длится по сей день.
Думаю, что дирижёру такого хора, как наш, гораздо сложнее работать, чем дирижёру в профессиональном коллективе. У нас гораздо больше времени уходит на то, чтобы выучить произведение, тем более, что не все наши хористы владеют нотной грамотой.
В поющем мире
- Правда ли, что в хоре поют те, кто не может добиться успеха как солист, у кого не очень интересный голос?
- Это превратное представление. Да, кому-то обязательно надо солистом быть, и человек себя чувствует солистом. В хоре поют те, кому нравится гармоническое пение, кто любит петь многоголосно. У кого-то очень хороший голос, у кого-то послабее. Важно иметь хороший слух, чтобы хор звучал гармонично, без фальши. Хор - это единое целое, единый хоровой голос, там поют те, для кого дружба, коллективизм - не пустые слова.
У самодеятельных хоров свои нюансы. Так, например, в Государственном камерном хоре все профессионалы, все музыканты, естественно, это отборные голоса. А наш хор «Гармония» - это любители. К нам иногда приходят люди, никогда не певшие в хоре, у которых вообще нет музыкального образования. А вот начинает петь человек, и для него новый мир открывается. Когда человек сам начинает петь красивую хоровую музыку, его охватывает восторг.
- Исполняют ли хоры бардовскую песню?
- Обычно нет. Хотя некоторые дирижёры, например, Александр Додосов из Ульяновска, создают такие проекты. Гузель Гимаева тоже делала аранжировки некоторых известных бардовских песен. Естественно, с раскладкой на голоса, чтобы это прозвучало интересно. Но репертуар нашего хора «Гармония» - это в основном духовная музыка, Моцарт, Шуберт, Вивальди, народные песни в композиторской обработке, хоровые произведения советских и современных авторов.
- Кто приходит на ваши концерты?
- Хор существует долго, поэтому уже есть своя публика. Конечно же, это наши друзья, родственники, те, кто когда-то сам пел в хорах. Они приглашают своих друзей.
По сравнению с советскими временами сейчас хоров в Казани стало меньше. Но по-прежнему проводятся фестивали. Так, наш хор в мае проводит фестиваль «Со-творение». С каждым годом на него приезжает всё больше участников из разных городов России.
Женский бас
- Ты изящная женщина, и при этом производишь впечатление очень сильного человека. Твой голос иногда называют женским басом. Вела свой бизнес, а там слабых людей не бывает.
- Предпринимательство поначалу было просто суровой необходимостью. Мне нужно было в Казани где-то жить, нужно было заработать на квартиру. Советский Союз тогда уже закончился. Я преподавала в школе, но там жильё учителям уже не могли предложить. Поэтому я сменила профессию. Предпринимателю много чего надо уметь - искать, находить, мириться с провалами и с потерей денег. Но... идёшь вечером на хор, поешь, общаешься с интересными людьми и забываешь о проблемах.
Кроме хора, я уже 15 лет пою в ансамбле бардовской песни «Игрушка». Мы все - участники хора, и руководит ансамблем тоже Гузель Гимаева. Если в капелле и в хоре я пела так называемым «женским басом» вторым альтом - то в ансамбле, наоборот, пришлось петь высоким голосом. Это помогло развить диапазон.
Наш ансамбль как-то выступал в клубе авторской песни «Привал», там я познакомилась с Марком Оффеном. Он сам давно сочиняет песни, поет. Марк предложил мне исполнить дуэтом песню Окуджавы «Музыкант». Для меня построить второй голос не было проблемой. И для Марка это не было сложно - у него гармоническое мышление. Так песня за песней, фестиваль за фестивалем мы выступаем вместе до сих пор.
- Гармоническое мышление помогает?
- Да, обладающий им человек хорошо слышит интервалы и может чисто пропеть свою мелодию, несмотря на то, что рядом человек поет по-другому.
Меня этому еще мама учила. Когда я в детстве пела какую-то песенку, мама вдруг начинала петь ниже, по-другому. Я пыталась петь вместе с ней, но мама не давала: «Нет, ты пой свою мелодию! А я к тебе буду подстраиваться».
- А петь в унисон - это своего голоса не иметь, всё время подчиняться?
- Я бы так не сказала. Унисон - это когда два голоса поют одну и ту же мелодию. Это равноправные отношения. Где-то унисон нужен. Все время петь на два голоса - это тоже может утомить зрителя. Да и не каждая мелодия дает возможность раскладки на голоса. Бывает, берешь песню и понимаешь, что эта строка может звучать только в унисон. Но при этом тоже необходимо прислушиваться друг к другу. Важно не только одну мелодию петь, но одинаковое дыхание брать, делать одинаковые паузы.
- Как понять, когда нужно петь в унисон, а когда на несколько голосов?
- Это диктует сама мелодия. Бывает, пытаешься найти красиво второй голос - а он должен звучать ниже или выше основной мелодии. Но не ложится он.
И понимаешь: начало строки будет одинаково звучать, в унисон, а вот конец её, можно разложить, например, на два голоса.
Важны и личные ощущения, вкус. Например, если у ансамбля идёт постоянная раскладка на голоса, иногда уже хочется, чтобы звучал унисон или один голос. Разнообразие необходимо.
Основная задача
- Ты призёр многих фестивалей, в том числе и Грушинского. Но ведь туда едут не только за наградами?
- У каждого фестиваля, который более-менее долго существует, свои традиции, своя форма проведения. Где-то конкурсы проводятся, где-то их нет.
На мастер-классах, которые устраивают на некоторых фестивалях, очень интересно послушать мнения о твоем пении, авторам - советы по поводу их стихов, музыки. Это обмен опытом.
Задачи у фестивалей разные. Но, думаю, что основная из них - дать возможность пообщаться увлеченным бардовской песней людям, обменяться песнями. Так, мы с Марком, побывав недавно на фестивале в Самаре, включили в свой репертуар замечательную песню Юрия Панюшкина «Море».
- В нашей стране авторская песня громко заявила о себе в 1970 - 80-е годы. Какая она сегодня?
- Очень разная. Много авторов, которые продолжают традиции классической бардовской песни - Визбора, Городницкого, Ады Якушевой. А есть авторы, которые пишут в особой манере, хотя кто-то говорит, что это не бардовская песня, это рок. Думаю, что это просто особая стилистика авторской песни.
Кто-то из бардов на слуху, потому что постоянно участвует в фестивалях, в концертах. А кто-то пишет для себя, для друзей.
В Казани самый известный на всю страну бард - это Валерий Боков. Конечно, многие знают и Дмитрия Бикчентаева. Он замечательный мелодист, тонко чувствует слово и умеет так мелодию написать, что кажется, эти стихи только так и должны прозвучать. Это красиво, это «хитово», это идёт в народ.
Очень интересные песни у Андрея Зефирова, который особо не известен в широких бардовских кругах. Много песен пишет Михаил Хохлов. Он все время сочиняет. Ведь есть барды, которые написали в молодости десять песен и продолжают их всю жизнь петь. А кто-то эти песни рождает и сейчас. В этом смысле удивителен для меня и Валерий Боков. Он постоянно создаёт новые замечательные песни.
- Жаль, что многие проживают жизнь, так и не узнав мира музыки.
- Сейчас, по моим ощущениям, школьное образование зачастую сводится к тому, чтобы ребёнок знал формулы, мог успешно пройти тестирование. ЕГЭ сдал - значит, закончил школу отлично. И бывает, что человек, имеющий слух, петь так и не научился, не научился слушать классическую музыку, она для него не существует, опера, балет вообще за гранью восприятия.
- Видимо, очень многим нравятся пресловутые три аккорда.
- Чтобы нравилось что-то хорошее, надо с детства прививать хороший вкус. А многие родители смотрят на уроки музыки, как на что-то третьестепенное. Но недаром же в Древней Греции гармонично развитый человек должен был быть хорошо развит физически, умственно, должен был уметь играть на музыкальных инструментах.
Конечно, далеко не всех детей отдают в музыкальные школы, не у всех есть для этого желание и возможности. Но в обычной общеобразовательной школе, на мой взгляд, обязательно должны быть уроки пения, уроки хореографии, чтобы научить ребёнка слышать ритм, красиво танцевать.
Чтобы это было интересно, должны быть хорошие преподаватели. Раньше в Казанском пединституте был музыкальный факультет, где готовили учителей для общеобразовательных и музыкальных школ.
Всегда в движении
- Как ты заинтересовала музыкой своего сына?
- Алёша с детства был со мной на праздниках , которые мы устраивали с друзьями со времен капеллы. Конечно, непременно с песнями под гитару.
Было понятно, что у него хороший слух, он пел, в начальных классах выступал на сцене. Потом мальчишки его стали дразнить за это. И сын сказал, что петь больше не будет. Я пыталась отдать его в музыкальную школу, но он категорически отказался. А в 9-м классе вдруг попросил купить ему гитару. Через две недели уже вовсю играл Цоя и гитару из рук больше не выпускал.
Сейчас моему сыну 35 лет, теперь он сам преподает в школе игры на гитаре. Можно сказать, что к музыке он приобщился без моего прямого участия.
- Кем ты сама себя считаешь - певицей, предпринимателем? Как нашла свою мелодию жизни?
- Я просто человек, которому многое в жизни интересно.
Музыка - моё любимое увлечение. Считаю, что без неё человечество существовать не может. Если бы меня отправили на необитаемый остров, где нет возможности слушать музыку, это было бы смерти подобно.
Очень люблю фитнес, лыжи - быть в движении, чувствовать тело.
Любимый отдых - на природе. У нас с друзьями даже есть традиция встречать Новый год в лесу на специально оборудованной костровой поляне.
В каждом новом городе, куда я приезжаю, обязательно стараюсь сходить в музей изобразительных искусств. Восхищаюсь, когда люди красиво, хорошо что-то делают. Красиво поют, пишут замечательные картины, музыку сочиняют такую, от которой дух захватывает.
ДОСЬЕ
Елена Юдина родилась в с. Кызыл-Октябрь Киргизской ССР. Окончила филфак КГУ (сейчас КФУ).
Дипломант Грушинского фестиваля (2015). Лауреат фестиваля «Песни Булата на Волге» (2014 г.), фестиваля Музыка сердец» (Нижний Новгород, 2016), фестиваля бардовской песни «Чебоксары -2016», фестиваля «Литературный Чистополь» (2019). Замужем.