Эра Данилова уже 17 лет с легендарной хоровой капеллой Казанского университета имени Леонида Усцова. Сначала была хормейстером, а с 2013 года стала руководителем. Стоять во главе музыкального корабля непросто, ведь петь приходят не профессионалы, а любители.
По стопам родителей
Семь часов вечера. Даже у входа в КФУ слышатся благозвучные голоса, доносящиеся из большой аудитории, где проходят репетиции хоровой капеллы. Только я открыла дверь, как увидела одного из учеников, дирижирующего номер из кантаты Г. Свиридова «Весна». Остальные пели, а он, довольный, размахивал руками. В капелле традиция – именинник выбирает произведение и дирижирует хором, как может.
Традиций в этом коллективе много. Кто-то попадает сюда зелёным первокурсником и остается на долгие годы, потому что не может расстаться с этой атмосферой творчества. У человека уже серьёзная работа, семья, дети, но хор для него отдушина, место, где можно пообщаться по душам, и, конечно, попеть. Участники создают семьи, дружат, ходят вместе в походы, отдыхают. Некоторые пришли в хор по стопам родителей, и уже мечтают отвести сюда своих детей.
«Тайна английского газона»
Поют они как настоящие певцы, и возникает вопрос – какой кастинг надо пройти, чтобы влиться в коллектив?
«Мы берём всех, кто приходит, - удивила своим ответом Эра Данилова. – Вначале мы всех новичков прослушиваем и определяем музыкальные данные. Иногда бывают люди с не ярко выраженным голосом. Но голос может измениться. Научить петь можно любого. Если только нет медицинских противопоказаний. За 17 лет работы в капелле я видела только одного такого человека. У девчонки были серьезные проблемы со здоровьем. Мы занимались с ней по-особому, и спустя время она запела!»
Однако костяк хора всё же составляют люди, окончившие музыкальную школу. Многие участники, хотя и не обучены музыкальной грамоте, обладают хорошим слухом. Труд, и ещё раз труд, помогает капелле добиваться высоких результатов.
«Все музыканты знают «тайну английского газона», - продолжает Эра Евгеньевна. – Английский газон прекрасен, потому что его стригут каждый день на протяжении 200 лет. То есть тайна в том, что надо много работать. Мы встречаемся три раза в неделю на 2,5 часа. Мы репетируем и вместе и по группам. Требуется много сил, чтобы выучить новое сочинение, в этом нам помогают хормейстера – «тренеры» по индивидуальной и групповой вокальной работе. Но и старые произведения не забываем.
«Капелла работает в звуковой академической манере, тут исполняют русскую и зарубежную классику, музыку эпохи Возрождения, сочинения композиторов-романтиков, обработки народных песен, сочинения современных композиторов». Традиционно капелла выезжает в другие города и страны на фестивали, конкурсы, всемирные хоровые игры. Побед у хора – целая стена.
К слову, сама Эра Данилова всю жизнь – в музыке. За спиной – музыкальная школа, училище, консерватория. Профессиональный музыкант, как она говорит, зреет долго. На хормейстерскую работу в капеллу её пригласил профессор консерватории Валерий Леванов, руководивший хором более 40 лет.
Душа хора
Во время нашего разговора, который проходил в подсобном помещении капеллы, то и дело подходили выпускники капеллы. Общались они с Эрой Евгеньевной тепло и просто.
«У него мама и сестры пели в нашем хоре, младшая сестра в консерваторию пошла, - поясняет Данилова, когда ушёл очередной участник хора. – Много у кого мамы и папы тут пели, а сейчас второе поколение пришло. Думаю, и третье будет…»
Хоровая капелла университета основана в 1955 году по инициативе профессора консерватории Семена Казачкова. Носит она имя первого руководителя капелл – Леонида Усцова, который проработал с хором 10 лет. Этот хор называют легендарным. И все руководители и их помощники вкладывали в него свою душу. Сейчас в капелле около 50 участников.
«Надо любить то, чем занимаешься, - улыбается Эра Данилова. – Когда мои ученики довольны результатом, я тоже счастлива! Чем бы ещё я могла заниматься, не знаю, но и назвать свою работу единственным смыслом жизни не могу. И правильно ли так привязываться к работе? Не думаю! Мы не ставим целью петь без ошибок, идеально. Результат приятен, но не так важен, потому что зависит от многих факторов. Бывают неудачные концерты, усталость, болезни. Наша задача – работать, а как получится, это дело второе. Пока получается.
Опасная сторона пения
«Музыка даёт возможность успокоиться, снять напряжение, зарядиться, - делится она своими наблюдениями. - Процесс пения, требует, чтобы у человека правое и левое полушария мозга работали одновременно. Мы должны представлять образ, ощущать звук, и при этом совершать точные математические действия – держать ритм, контролировать физиологические процессы. Во время пения происходит задержка дыхания – мы делаем вдох, и долго тратим его. Своего рода это кислородное голодание, такая физиологическая тренировка. При этом задействован весь человеческий корпус, сердце, моторика… Организм работает в полном объёме. Когда человек поёт, он как на ладони – ощущается его жизненный опыт, его отношение ко всему, его нутро.
- Что скажете о современных исполнителях? – не удерживаюсь от вопроса. - Как влияет на людей примитивная музыка?
- Сильная, но в то же время и опасная сторона музыки в том, что перед ней сердце человека обезоружено. Она открывает его. А когда сердце распахнуто, то туда невольно попадают семена, которые потом прорастают. Поэтому надо быть аккуратными в том, что вы слушаете, впускаете в себя. Всё это даст свои плоды. Студентам важно прививать вкус через соприкосновение с музыкой. Не только слушать, но и участвовать. Были мы на одном фестивале, где познакомились с девушкой, она была нашим куратором, но хоровое пение её никак не трогало. Мы говорим ей – спой с нами, а ей не хочется! В последний день ехали в автобусе вместе. И тут мы запели. Вдруг у неё – изумлённые глаза и фраза, которая всё объясняет: «А внутри-то здорово!» То есть находиться внутри этого процесса гораздо интереснее, чем снаружи.