В скольких группах в соцсетях и мессенджерах вы состоите? Задумывались ли, что заставляет вас часами просиживать в интернете, читая бесполезные комментарии и переходя от ссылки к ссылке? Что приносит виртуальное пространство лично вам - пользу или вред?
На эти и другие вопросы «АиФ-Казань» отвечает доцент кафедры дефектологии и клинической психологии Казанского федерального университета Инна Кротова.
Не спешите угодить
Александра Дорфман, «АиФ-Казань» Инна Владимировна, ещё несколько лет назад об увлечении интернетом говорили, как об опасной зависимости, а теперь все на него подсели. Мы уже зависимые?
Инна Кротова: Слово «зависимость» здесь уже неуместно, ведь интернет стал частью нашей среды. Те же соцсети мы используем для работы, отдыха, обучения и как СМИ. Я, например, применяю свой анонимный аккаунт в соцсети для исследований. Пишу научную работу на тему информационно-психологической безопасности, изучаю атмосферу виртуального мира.
- А психологический портрет поколения по страницам в соцсетях можете составить?
- Такому варианту будущего, где всё зависит от общественного одобрения, посвящён один из эпизодов популярного сериала «Чёрное зеркало». Выходит, это не пустые фантазии?
- Похоже, что так. С оговоркой, что «лайки» никогда не станут универсальной системой оценки, ведь они субъективны - сколько людей, столько и мнений. В этом-то изюминка виртуальной реальности, что любой человек найдёт там окружение, которое оценит его так, как он хочет. Вот только эти группы диктуют свои правила, от которых в итоге зависит, будет ли человек доволен собой. Получается, что ищущий одобрения сам себя загоняет в ловушку.
Помните прошлогодний случай с 10-летней девочкой-блогером из Нижнекамска, которая в ролике рыдала, потому что подписчики не пришли на её фан-встречу. Вот пример того, как человек пытался угодить виртуальной группе, поверив в её любовь, а в реальном мире оказался без поддержки.
- Мне рассказывали, как девочка-отличница, боялась писать эссе на ЕГЭ по русскому языку, потому что не знала, какого ответа на заданную тему от неё ждут. Вместо того чтобы выражать своё мнение, она пыталась угодить…
- Это типичная проблема цифрового поколения Z, которое не видело мира без интернета. Поколения с клиповым, а не критическим мышлением. Ещё в прошлом веке, когда западная экономика расцветала после кризиса, человек постоянно находился в раздвоенном сознании. Ведь он должен был принимать решение, что сделать для себя лично и для того, чтобы понравиться обществу. И вот Россия дошла до того уровня экономического развития, и люди начали мыслить теми же категориями: я не такой, какой есть, а я буду таким, каким вы скажете, я буду любить себя таким, каким вы меня полюбите.
В этом мире нужно учиться работать с информацией, управлять собой, то есть уметь принимать решение в неожиданных обстоятельствах, в условиях дефицита времени, чтобы не стать инструментом для манипуляций. Наше поколение никто этому не учил, родители нам говорили без объяснений: «Делай так, потому что я так сказал». А теперь детям в отсутствие критического мышления нужно объяснять элементарные вещи, чтобы на шаг опередить то, что даст им среда. Иначе ребёнок не сможет анализировать, управлять собой, ситуацией, впадёт в зависимость от обстоятельств, крайняя степень которой фатализм.
Готовьтесь к сюрпризам
- Только дети страдают из-за шаблонного мышления?
- Нет. Взрослым избавиться от анализа помогает интернет-сёрфинг - переход от вкладки к вкладке. Таким образом человек вводит себя в транс, погружается в состояние некритичности.
Или другой пример - недавний скандал с гастролями театра «Современник» в Самаре. Комментируя его, директор театра Игорь Попов сказал, что спектакль требует серьёзной подготовки зрителя. А человеку с клиповым мышлением, наверное, нужно было бы говорить, почему герой сделал так, о чём он думал.
Отсюда и опасность, что развитие виртуального пространства приведёт к ментальному расслоению общества. Одни - ментальная элита - будут выходить на уровень управления собой и смогут подняться над информационным потоком, а другие - останутся в нём и будут плыть по течению.
Фильтруйте информацию
- Как же обеспечить себе информационно-психологическую безопасность?
- Человека нельзя отключить от виртуальной реальности, но можно научить его жить с ней. Представьте, что информационная среда - это погода. Раньше погода была более определённая, а сейчас часто подкидывает сюрпризы - то дождь в январе, то снегопад в марте. Повлиять на это мы не можем, но можем адаптироваться - защитить себя виртуальным зонтом.
Нужно быть немного Ломоносовым и немного Остапом Бендером. Такой разносторонний человек мог бы хорошо ориентироваться в бесконечно меняющемся информационном потоке. Оценивать - нужна ли ему информация, полезна ли она и чем полезна. Вот и нам сегодня нужно усвоить одно правило - не нужно слушать ту информацию, на которую не можешь повлиять, и ту, которая не может принести тебе пользу. Это лучший фильтр!