«Не верится, но не находят врачи у нашего ребёнка ВИЧ! Болезнь куда-то исчезла» - такие письма приходят в храм святого мученика Авраамия Болгарского.
В эту скромную церковь, появившуюся на окраине древнего Болгара ровно 25 лет назад – 25 сентября 1988 года, приезжают православные, мусульмане со всей России, недавно побывали паломники из Швейцарии, США. Цель у всех одна - услышать проповедь протоиерея Владимира (Головина), получить ответы на свои вопросы в беседе с ним.
Сама выдумка
Одни называют этого священника прозорливцем и святым, другие – проходимцем. «Ну и пусть, - пожимает плечами отец Владимир. - Мне всё равно, что обо мне подумают. Главное – служение своё совершить. Чтобы люди имели опору, цель и смысл жизни. Потом, я знаю, буду им не нужен.
Сегодня многие не видят разницы между священниками, экстрасенсами, гадателями. Основная масса верующих, которые позиционируют себя с православием, исламом, буддизмом, - люди никакой не веры вообще. Знаний у них нет, священных книг даже в руках не держали. Вера у них своеобразная – самовыдумка. Например, в народном сознании есть вера в судьбу. А Библия говорит, что судьбы не существует. Никакого запрограммированного будущего нет и не может быть. «Что посеешь, то и пожнёшь», иными словами, твои нынешние проблемы зависят от того, что ты делал раньше. Так что вопрос «Что со мной будет?» из разряда «Сколько килограммов от Казани до Москвы?»
Я только свидетель, слуга. Что делают слуги? Дверь открыл и закрыл. Кого-то накормил, посуду потом вымыл… О чём могут спрашивать свидетеля? «Где выход?» Вот люди нашли свой путь и пошли своей дорогой. Значит, я выполнил свою работу. Может быть, кто-то сможет делать её лучше. У нас в церкви сейчас столько молодых! Я на них смотрю с восторгом. Они смогут больше, чем мы: они лучше, чем наше поколение».
Рассказывая, как он стал священником, отец Владимир вспоминает трагический случай, перевернувший его жизнь. Когда ему было 11 лет, умер дядя, брат отца – редкой красоты человек. «Мы все умрём, нас забудут, – плакал ребёнок. - Бросят на кладбище и на поминках будут водку пить! Зачем мы живём?!»
Родителям он как-то сказал: «Вы меня учите жить так, чтобы сделать меня несчастным. Мать в испуге воскликнула: «Что ты такое, Володя, говоришь? С чего это ты взял?» - «Вот вы меня учите говорить только правду, учите не воровать. Но ведь я видел, что благоденствует тот, кто берёт чужое и при этом даже не краснеет. Кто говорит правду, того давят. Все, кто процветают, достигли своего богатства только воровством. Как же тогда мне жить? Кем стать, чтобы жизнь была интересной и нужной?» И вдруг выплыло воспоминание: каждый раз перед началом учебного года бабушка приводила его в церковь причащаться. Там священник, в отличие от других взрослых, которые говорили одно, а делали совершенно другое, называл вещи своими именами, в словах его не было лжи.
Этому принципу - быть честным - отец Владимир старается следовать до сих пор. Он не скрывает: большинство приезжающих в храм волнуют бытовые проблемы. Мужчины до седых волос всё играют в игры: как бы что такое сделать, чтобы ничего не делать, но очень многое иметь. «Конечно, вопросы не так грубо звучат, но суть такова, - говорит священник. - Все атеисты до тех пор, пока их жизнь ровно идёт. А как только трудности начинаются, сразу Бога вспоминают. Вот человек в бизнес пошёл и должен работать круглосуточно, чтобы не утонуть среди законов и беззаконий, чтобы его не съели. Это в каком напряжении надо быть? Как на войне! А на войне Бога все знают…
Девчонки вплоть до 60 лет всё о женихах спрашивают. Вот ей 28-29, она чувствует: жизнь проходит. Но не понимает, что её зазомбировали, она омужичилась: от одежды до обучения, до образа жизни. А мужичка никому не нужна…
Сегодня очень модны так называемые гражданские браки. Но в них нет ни гражданства, ни брака – одна безответственность. Меня отец женил не по любви, а по долгу. Надо, и всё тут! Брак очень сложно начинался. Но я понимал: несу ответственность за свою жену, должен сделать её счастливой, должен её полюбить. И через восемь месяцев после свадьбы объяснился своей жене в чувствах, живём мы все эти годы в любви, счастье».
У татар среди русских
Много лет назад отцу Владимиру предсказали: будет он священником в храме «на берегу Волги, между Ульяновском и Казанью, ни в городе, ни в деревне, у татар, но среди русских». «Болгар – не только место принятия ислама Волжской Булгарией, но и место глубокой православной истории, - объясняет отец Владимир. – Христианин Авраамий, благие дела которого начались с того, что он исцелил слепого мусульманина, появился не на пустом месте. С IV по VII век до прихода булгар основным этническим пластом здесь были славяне.
Предки русских появились на этой земле на 300 лет раньше, чем предки татар. Среди булгар, среди сувар (предки современных чуваш. – Прим. авт.) было много христиан. В Болгаре жили армяне-христиане, поэтому его архитектура - это уникальный синтез культуры Закавказья и исламских традиций...
Через некоторое время после того как мы открыли храм, мусульмане стали хлопотать о мечети. Поскольку место для церкви нашлось только на окраине города, власти и мечеть открыть в центре не разрешили, чтобы не было религиозного противоречия, неравенства. Получив официальный отказ, бабаи пришли ко мне. А нам какая радость от того, что старики, больные будут мучиться, как мы, православные, из-за того, что их храм далеко? Я написал в администрацию, что мы просим дать мусульманам возможность молиться в центре Болгара и не делать врагами тех, кто жил в мире веками. Под этим письмом поставили подписи более 200 православных...
Да, между нами есть разница. Но ещё больше того, в чём мы родные: у нас одни корни, одна Родина, одно будущее. Главный постулат ислама - заповеди Бога выше выдумок человеческих. И Библия об этом же говорит слово в слово! Так что простому христианину и мусульманину в России делить нечего».