Казанские старообрядцы старо-поморского согласия занялись делом, до которого ещё ни у кого из нас руки не дошли.
А может быть, мы просто не захотели им заняться, поскольку стали Иванами, не помнящими родства? Об этом и не только беседа с настоятелем казанской старообрядческой общины - отцом Александром.
Локомотив истории
- Правда ли, что на полуострове, где находится популярный казанский пляж «Локомотив», стоял некогда старообрядческий монастырь Дмитрия Прилуцкого?
- Правда. Сохранились и остатки былого строения. Когда в России началась церковная реформа, стали внедрять новые обряды, богослужебные книги, многие монастыри, даже Соловецкий, восстали. В том числе и монастырь Дм. Прилуцкого. Здешних монахов истребили огнём. Мы поминаем их до сего дня. На полуострове находилось и старообрядческое кладбище, где вплоть до 20-х годов прошлого века наши единоверцы хоронили родственников. В России было три столицы старообрядчества: Москва, Нижний Новгород и Казань. Сегодня мало кто об этом знает, как не знают о пляже «Локомотив» все те, кто весело проводит свой досуг на месте скорби и упокоения.
- Не все знают и о том, что ваша община занимается сейчас благоустройством старообрядческого некрополя на Арском кладбище…
- Проблема давно назрела. Стали исчезать старинные усыпальницы, часовни, памятники и надгробия. Остались в ряде случаев лишь фрагменты. Я проявил инициативу, чтобы спасти память о людях, которые очень много сделали для Казани и её жителей как меценаты и благотворители. Назову лишь некоторые имена: Шамовы, Оконишниковы, Зорины, Чернышовы, Шашабрины… Меня поддержали казанские краеведы, учёные, архитекторы, Общество русской культуры. У известного краеведа Анатолия Елдашева, лауреата Макариевской премии, есть книга, посвящённая казанскому некрополю. Некоторые сведения мы черпали оттуда, но имеем и собственные старинные источники, владельческие записи. Мы руководствовались, во-первых, чувством благодарности за содеянное, во-вторых, чувством вины за то, что никто не занимался этим раньше.
- Как говорится, лиха беда начало. Когда приступили?
- В июне этого года. От усыпальницы Оконишниковых осталось только одно место, остальные разобрали ещё в тридцатые. А семья была знаменитая! Её представители избирались в городскую Думу, открыли столовую для бедных, госпиталь, способствовали обучению глухонемых детей, построили в Печищах первую в Казанской губернии паровую мельницу, которая и сейчас работает!
Мы нашли и укрепили старинный крест, хотя он полуразрушен и его надо реставрировать, вывезли несколько большегрузов с мусором, рухнувшими деревьями…
Следующий «адрес» - кожевники и благотворители Зорины, которые тоже были членами нашей общины. Главу семьи расстреляли на глазах у детей и близких в годы красного террора. У него был загранпаспорт, но он не уехал из страны после революции.
Потом часовню старообрядческую планируем обустроить. Нам хотелось бы проводить в ней поминальные службы. Но чтобы за нашей общиной закрепили такое право и контроль, необходимы документы. Надеемся, что нам не откажут. Это священное место для нас, намоленное.
Короткая память
- А как с захоронением Якова Шамова, столетие кончины которого (2008 г.) казанские власти ознаменовали ликвидацией знаменитой Шамовской больницы, подаренной им городу?
- Яков Шамов был лидером нашей общины. В своей больнице он предусмотрел даже бесплатное лечение крестьян, выделив отдельную палату. Сегодня его назвали бы олигархом. Но кто из современных олигархов оставит по себе такую же долгую и добрую память народа, который и нарёк больницу Шамовской? Место его упокоения сохранилось лишь чудом. Безусловно, это божий промысел. Добродетель - выше поста и молитвы!
- Ваш храм очень скромный, даже бедный по убранству. Так надо?
- Старообрядческие храмы никогда не гнались за богатым убранством. Это суета. Главное - святые образа, божественные книги, по которым совершается богослужение. Весной 1930-го храм закрыли. Древние иконы и богослужебные книги увезли. Есть сведения, что иконами печи топили. А книги с нашими печатями находятся сейчас в библиотеке им. Лобачевского и Госархиве. Они там никому не нужны, а нам нужны очень. С тех пор, как мы снова в этом здании, а его вернули общине в конце 90-х, просим вернуть книги, хотя бы часть, восстановить историческую справедливость. Пока безрезультатно.
- Кто сегодня в вашей общине?
- В Казани - около 300 человек с семьями. В Чистополе есть небольшая община. А в России - около 2 миллионов, большей частью в Поволжье, на Севере. Очень много - в Прибалтике, Польше, куда единоверцы давным-давно бежали от репрессий. Так уж сложилась наша историческая участь. Вера наша семейная, это традиционно. Нельзя пить, курить, пищу следует готовить только дома, а посудой пользоваться только самим. Если поел в столовой, надо отмаливать грех.
- А как относитесь к службе в армии?
- Я и сам служил! Когда юноша-единоверец уходит в армию, мы служим молебен Георгию Победоносцу. Родину надо защищать. А если кому-то пришлось стрелять, выполняя присягу, чтобы остановить врага, есть покаяние и епитимья. С этим у нас строго.
- Конец света предрекали ещё со времён открытия Америки. Помним мы и пензенских затворниках, которые чуть не сгнили в подземелье. Вы не из этой категории?
- Не из этой. Но мир, думаем мы, идёт к концу. Служение Маммоне, содомия, отмена естественного природного времени, ожесточение людей - явственные признаки. Но мы, пока живы, будем спасаться не в катакомбах, а богоугодными делами, выполняя все гражданские обязанности, если они не противоречат нашим догматам. Это Божий мир, и мы - Его дети.