Примерное время чтения: 9 минут
2102

Невидимые услуги. За что Департамент ЖКХ берет деньги с елабужан

Елабужане и сами не знают, за что платят муниципальной структуре. Коллаж
Елабужане и сами не знают, за что платят муниципальной структуре. Коллаж Из архива

Живет Департамент ЖКХ тем, что оказывает консультационную и информационную помощь местным управляющим компаниям (УК) и товариществам собственников жилья (ТСЖ). Стоимость этих услуг, которые ни увидеть, ни пощупать, растёт из года в год, обгоняя и жилищно-коммунальные тарифы, и инфляцию. Растет и зарплата сотрудников департамента – если не всех, то некоторых – точно. Формально помощь оказывается игрокам местного жилищного рынка, но расходы на нее заложены в счет-фактурах елабужан за жилищно-коммунальные услуги.

Теперь – обо всем по порядку.

Золотой МУП

В середине апреля Елабуга прогремела на весь Татарстан: горожане вышли на антикоррупционный митинг. Администрация, возглавляемая мэром Геннадием Емельяновым, сопротивлялась, как могла. Акцию согласовали лишь с пятого раза ‒ и лишь после угроз активистов затаскать местную власть по судам. Даже несмотря на такие сложности в согласовании, митинг собрал, по разным оценкам, от тысячи до полутора тысяч человек. Живет в Елабуге, напомним, чуть меньше 74 тысяч.

Главной темой повестки стали вопросы обращения земли в городе и районе. И это даже слегка разочаровало часть пришедших на митинг пенсионеров, которых очень интересовал вопрос ценообразования в местном ЖКХ. Люди возмущались, что давно уже платят непонятно за что и требовали проведения митинга, на котором можно было бы осудить все болячки жилищно-коммунальной сферы. Судя по всему, до такого митинга и впрямь уже рукой подать.

Елабужане каждый день видят красивые и, вероятно, дорогие автомобили у входа в Департамент, являющийся, к слову, МУПом ‒ муниципальным унитарным предприятием, свеженькое здание, в котором даже нашлось место для настенной живописи на религиозные темы ‒ и сравнивают все это с состоянием своих домов и подъездов.

Плата за управление жилым фондом в Елабуге с 2017 года выросла более чем на 40 процентов.
Плата за управление жилым фондом в Елабуге с 2017 года выросла более чем на 40 процентов - с2,49 до 3,52 руб. с 1 кв. м общей площади. Фото: Ольга Сергеева

Вот любопытная справка, подготовленная еще в прошлом году антикоррупционным управлением при президенте РТ.

Как выяснили его сотрудники, департамент ЖКХ ежегодно пролонгирует с УК и ТСЖ Елабуги договоры на оказание услуг по консультационной и информационной помощи жилищникам. Насчет чего можно консультировать профессионалов, за плечами которых многолетний практический опыт управления жилым фондом ‒ загадка, но услуги эти дорожают с каждым годом. В 2016 году Департамент взимал 0,7 руб. с кв.м. площади помещений (как жилых, так и нежилых), а в 2017 году плата выросла уже до 0,84 руб. с кв.м.

При этом в том же 2017-м тариф для населения по статье «Управление жилищным фондом» составлял 2,49 руб. с кв. м. Мало того, что почти рубль с этой суммы автоматически перечислялся в Департамент, к управлению жилищным фондом имеющий весьма опосредованное отношение, так УК и ТСЖ платили ему отдельно еще и по сублицензионному договору, о котором – чуть ниже. И не забудем еще одного игрока ‒ расчетно-кассовый центр (РКЦ), взимающий с жилищников в качестве агентского вознаграждения 4,5 процента от собранных средств.

При таком раскладе самим УК и ТСЖ на управление жилым фондом оставалось (и остаётся) всего порядка 50 (!) копеек. То есть, тем, кто несёт основное бремя по управлению, остаётся в лучшем случае лишь пятая часть собранных средств! Неудивительно, что эти остатки не покрывают фактических расходов жилищников на управление и заставляют их залезать в средства, накапливаемые на ремонт зданий.

Кстати, в 2018-м тариф на управление жилым фондом в Елабуге вновь вырос, составив уже 3,52 руб. с кв. м. общей площади. Выросли и аппетиты Департамента, который теперь берет с подотчетных УК и ТСЖ по 0,9 руб. с кв.м.

Доходные сублицензии

Не менее показательна ситуация с сублицензионным договором, о котором было упомянуто выше.

Организация-разработчик информационной системы «Открытый город» предоставляет Департаменту право пользования системой по лицензионному договору. Департамент, в свою очередь, продает сублицензии предприятиям ЖКХ. И как-то так получается, что он не просто отбивает свои расходы на приобретение лицензионного ПО, но и получает неплохой навар.

Так, за 2016-2017 гг. разработчик системы получил от Департамента ЖКХ 1,7 млн руб. А Департамент с предприятий собрал 6.5 млн руб. Разница ‒ 4,7 млн руб.‒ была использована «на нужды Департамента».

Что у него за нужды, можно судить хотя бы по зарплате директора Департамента ЖКХ Филиппова, которая измеряется шестизначными цифрами и растёт обгоняя инфляцию. Например, в 2016 году он в месяц в среднем получал 92,7 тыс. руб., а в 2017 году ‒ уже 121,4 тыс. руб.

А теперь о совсем грустном. При подготовке статьи автору материала удалось побеседовать с дворниками и уборщиками, которые озвучили свои зарплаты.
Они ужасают: ставка уборщика по обслуживанию мусоропроводов ‒ 7 100 руб., дворника ‒ 7 100 руб., уборщицы лестничной клетки ‒ 5 600 руб., что гораздо ниже значения МРОТ. Впрочем, есть способы нарисовать работникам сферы ЖКХ более приличные зарплаты. Если каждый дворник и каждая уборщица будут брать от 1,5 до 3 ставок, показатели вполне будут соответствовать норме. Ничего, что при этом качество уборки в реальности значительно снизится (что елабужане уже и наблюдают который год) ‒ главное, ведь уметь создать картину благополучия на бумаге.

Игры в монополию

«А зачем вообще нужен МУП, который, с одной стороны, замкнул на себе бюрократические и надзорные функции, а с другой ‒ занимается откровенно коммерческой деятельностью, накручивая за свои услуги втридорога?», ­­‒ ­задаются вопросом многие елабужане.

В 2016 году Татарстанское УФАС России уже выдало земельно-имущественной палате Елабужского муниципального района РТ предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Одновременно палата и совет ЕМР были признаны нарушившими закон «О защите конкуренции». В решении УФАС говорилось также о несоответствии деятельности МУП «Департамент ЖКХ и строительства ЕМР» «целям создания унитарных предприятий, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции».

И тут можно с уверенностью сказать, что никакой реальной конкуренции на рынке ЖКХ действительно нет. По крайней мере, теперь. Достаточно изучить данные об учредителях УК, ТСЖ и подрядных организаций ‒ и обнаружить, что бенефициарами в большинстве случаев выступают одни и те же лица. Неоднократно упомянутый нами МУП и один и тот же елабужский пенсионер Бурдин Анатолий Алексеевич.

Уборщицы получают копейки, ведь на зарплаты УК почти ничего не остается.
На суммы ставок елабужских уборщиц и дворников без слез не взглянешь . Фото: pixabay.com

Причем в уставном капитале Департамент ЖКХ, как правило, «довольствуется» скромной долей в 25%. Но, учитывая счета, которые он выставляет УК и ТСЖ, можно смело заверить: на хлеб с маслом его топ-менеджменту вполне хватает. К слову, вполне официальная средняя зарплата по Департаменту выше средней зарплаты по Елабужскому району. Как отмечали в антикоррупционной комиссии еще в 2018 году, работники МУП получали в среднем почти 35 тыс. руб. в месяц. Это на 4,3 тыс. руб. выше, чем средняя зарплата по району на тот момент. А если взять зарплаты непосредственно топов и того же Филиппова…

Примечательно, что именно зарплаты составляют львиную долю расходов Департамента. К примеру, в 2016 году они составили сумму в 10,9 млн руб. (69,2% в общей сумме расходов), в 2017-м 12,6 млн (71,2%).

Стоит ли удивляться, что елабужское ЖКХ при таких аппетитах давно уже дышит на ладан, а капитальный ремонт домов переносится на годы вперед ‒ просто потому, что, согласно официальным отпискам, на это не хватает средств? Но даже вовремя сделанный ремонт не гарантирует, что ситуация изменится к лучшему.

По мнению, одного из игроков елабужского рынка ЖКХ, который не пожелал раскрывать своего имени, управляющие компании и ТСЖ не имеют никакой возможности контролировать подрядчиков. Деньги от УК и ТСЖ уходят в РКЦ, который сразу забирает свою долю, а там уже распределяются при непосредственном участии Департамента. Жилищников же просто ставят перед фактом, какие именно работы и в каком объеме выполнит на том или ином доме подрядная организация. Жильцов, понятное дело, и вовсе никто не спрашивает.

Кстати
Ежегодно управляющие компании Елабуги проводят независимую экспертизу по экономическому обоснованию стоимости работ (услуг) по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов. В экспертизе на 2019 год экспертная организация ООО «Аналитик Эксперт» (г. Казань), так и не смогла обосновать тариф услуги «Управление жилищным фондом».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах