Кильдюшево – небольшое село в Тетюшском районе Татарстана. Сегодня в нём проживает около 400 человек, большая часть из которых – мордва.Жительница села Марина Кудашова работает библиотекарем и уже несколько лет по крупицам собирает информацию о традициях мордовского народа. Она рассказала «АиФ-Казань» о некоторых из них.
Как Пакрайка Кедюшев село основал
Первое упоминание о Кильдюшеве датировано 1648 годом. В Построельной книге города Симбирска (ныне Ульяновска) есть запись о том, что в тот год «инородцу-мордвину Паркайке Кедюшеву выдано пахотной земли в количестве трёх тысяч четвертей». По одной из версий именно этот человек является основателем села. Среди местного же населения ходит легенда о том, что поселение основал мордвин из племени мокша Кильдюш Дмитриевич (Кильдюш-Митрей). Но есть вероятность того, что Пакрайка Кедюшев и Кильдюш Дмитриевич – одно лицо. Доподлинно это неизвестно, поэтому каждый для себя решает сам, какую из версий считать наиболее правдоподобной.
Есть в Кильдюшеве свои детский сад и школа, правда, мордовский язык в ней не изучают, а в числе 65 учеников местных всего 30, остальных привозит по утрам школьный автобус из окрестных деревень.
Несколько лет подряд в селе проходит Республиканский фестиваль мордовской культуры «Валдашинясь» (День летнего солнцестояния). На торжество съезжаются мордовские творческие коллективы со всей России!
А ещё в центре Кильдюшева находится братская могила, где похоронены местные жители, отдавшие свои жизни в борьбе за коллективизацию.
И какое же село без своих традиций и обрядов?
Трутовик вместо ладана
«Один из самых интересных и необычных обрядов– это Топоньознома, – рассказывает Марина Кудашова. – Корова была кормилицей в каждой семье, поэтому её отёл являлся долгожданным событием. Отелившуюся корову после отделения последа обмывали тёплой водой, вытирали досуха и проводили обряд под названием «суфтама». В миске или маленькой сковородке зажигали ладан (гриб-трутовик, если нет ладана) ипроводили им над животным от головы до крестца и поперёк спины три раза. При этом говорили: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Только после этого обряда приступали к дойке».
Через три-четыре дня, обычно в воскресенье, приглашали соседских детей, бабушек на Топоньознома– обед и молебен в честь коровы и её приплода.Из молозива готовили в печке блюдо топо.Перед приходом гостей хозяйка выносила на крыльцо топо, горшок каши, хлеб (чтобы Бог увидел). Детишек усаживали за стол. Если родился бычок, то хозяйка легонько стукала детей полбу деревянной ложкой, затем угощали топо, кашей, пирогами, омлетом (эшинце) идругим блюдами. Взрослые сначала проводили молебен по всем правилам. Зажигали свечи, читалимолитвы. Желали и корове, и её приплоду, хозяевам доброго здоровья, чтобы был дождь,много травы, а корова давала столько молока, чтоб и своей семье хватало инуждающимся. Затем тоже приступали к трапезе.Традиция частично сохранилась (без суфтама и выносатопо), и приросла настолько,что не хватает духу пить молоко, если не совершён этот обряд.
Есть обряды, связанные с Крещением. В крещенский сочельник хозяева дома рисовали крестики углём или мелом над всеми дверями, воротами, окнами не только дома, но и бани и всех построек.Из щепы делали три креста и ставили перед иконами, а в день крещения пекли булочки в форме лошадок (лишмот). Одну булочку обязательно скармливали лошади.Наряжали конскую упряжку лентами. Накрывали лошадей шалью. Красивые шали были неу всех, и было жалко их испачкать,но всё жеради такого случая не жалели. Катались спеснями и взрослые, и дети.
На Петров день по старинному обычаю ходили на кладбище, обязательно приносили голову барана (хотя в это время пост, это отголосок языческого моления с жертвоприношением для предков, перед сенокосом и уборкой урожая). Традиция ходить на кладбище сохранилась до сих пор, правда, без барана, хотя этот день и не считается днём поминовения усопших. С этого дня начинался сенокос.
Делили сено по жеребьёвке
Все сенокосные угодья –Офтоньпотма, Тракс-яма, Тумо-рядонь и другие– были поделены между собой сельчанами по улицам. Выходили на сенокос сообща, потом делили между собой собранное в копны сено по жеребьёвке. До Петрова дня не ели ягоды те женщины, у кого были умершие дети. Считалось, что до этого дня ягоды (земляника, клубника) предназначались для детей на том свете.
«На Ильин день обязательно варили картошку нового урожая (начинали с этого дня). Этот святой – покровитель дождя и грома. В сильную грозу с крыльца во двор бросали железные предметы: кочергу или ножи (бабушки и сейчас так делают), – рассказывает Марина. – Накануне же праздника Покрова также ходят на кладбище, на поминки (после уборки урожая, в знак благодарности предкам). Нам бабушка давала в этот день по стакану орехов.После Покрова начинали рубить капусту».
Традиции и обычаи хранили свято и беззаветно. В день выгона скота на пастбище хозяйка пекла хлеб, готовила угощения для пастухов (булочки, яйца, печенье), зажигала свечи, молясь о том, чтобы Бог хранил скотину от дурного глаза, от болезни и других несчастий. Выгоняли сначала на место сбора стада (у каждого стада своё место сбора:Церковкужо, перекрёсток Верцепе, перекрёсток Потмапе). Гнали стадо в том числе и дети вербными веточками.Пастухам давали угощения.На обратном пути дети собирали по дороге палочки, щепки – клали возле печки. Потом ихсжигали.В первый и несколько последующих дней стадо провожали до места пастбища, помогаяпастухам удержать вырвавшихся на волю коров.
К сожалению, в 2017 г., впервые в истории Кильдюшева, не гнали стадо коров (стада овец нет уже лет15).
Как зазывали дождь и готовили одежду для медведей
Существовали обряды, связанные с детьми. Выпавший зуб ребёнка, спрятанный в кусочек хлеба, давали собаке, при этом говоря: «Пинети – шапаксонь, (имя ребёнка) – сиенень», что означает «Собаке – из теста, (имя ребёнка) – из серебра». Если ребёнок долго не начинал ходить, хотя уверенно стоял на ногах, «срезали путы»: проводили ножом, имитируя обрезание верёвки опутывающей ноги ребёнка. На Медовый спас или после первой откачки мёда угощали мёдом соседских детишек,приглашали в дом (сейчас этого нет).
В засушливое лето около родника Кереметьсовершали моления о дожде –пиземеньозкс. Но если засуха была особенно продолжительной, и моления не помогали, то обряд проводили на месте старого кладбища – Калмолотко (справа от дороги на Жуково). Отмечается тесная связь данного обряда с культом предков. Существовала вера, что предки могут оказать содействие в зазывании дождя. Обряд проводили всем селом. Варили кашу, приносили с собой хлеб, яйца, приглашали души умерших предков на трапезу. И взрослые, и дети вставали на колени и молились Богу, просили дождя.
Озксы с поминками не проводят уже давно, а вот некоторые элементы того обряда применялись в 50-е гг. и далее вплоть до 2000-х гг. В праздничный день собирались на моление у родника Кереметь, затемнесколько женщин брали с собой образа (Николы или Пантелеймона), воду из родника и обходили все поля вокруг села с молитвами, окропляя родниковой водой.
По словам местной жительницы Валентины Федотовой, был такой случай: во время проведения обряда по полю проезжал председатель колхоза Марат Фазлеев. Женщины испугались, думали, что будет ругать, но он с уважением отнёсся к чувствам и добрым намерениям верующих христиан и даже одобрил их действия.
У детей есть закличка для дождя:
Пиземне, тук, тук!
Мазы алнемаксан,
Кшикочомнепечкан!
И по сей день сохранился в Кильдюшеве обряд «шествие медведей» – «овтоньякавтомат». На второй день Троицы собираются несколько человек и идут в лес, где из ветвей клёна готовят «одежду для медведей». Сейчас в обряде участвует не так много народа. Старожилы вспоминают, что раньше человек по 50 собирались, а в медведей наряжали и детей.
Во время шествия медведей по улице из домов выносят угощения, у ворот ставят столы.
«Мордва раньше считалась лесными жителями. Этот обряд – своеобразное задабривание хозяина леса – медведя, – говорит Марина Кудашова.
Как это ни печально, традиции постепенно уходят в прошлое, но старшее поколение кильдюшевцев по-прежнему верит в действенную силу обрядов».