aif.ru counter

«Казанский феномен». Кому нужны футболки с названиями ОПГ 90-х годов

Казанский дизайнер создала линию одежды с прозвищами местных ОПГ 1970-1990-х. Правда, автор проекта утверждает, что это - лишь народные названия районов города. В ситуации разбирался «АиФ-Казань».

Дизайнер утверждает, что на футболках - «народные имена» районов города.
Дизайнер утверждает, что на футболках - «народные имена» районов города. © / Кадр youtube.com

Кому футболку с убийцами?

Арт-директор местного издания «Инде» Анастасия Ярушкина создала коллекцию футболок, на которых написаны названия группировок, существовавших в Казани в 1970-1990 годах: «Хади Такташ», «Квартал», «Жилка». Правда, сама автор проекта уверяет, что идея была другой - на изделиях «выбиты» «народные имена» районов города. 

Мнения потенциальных покупателей разделились. Некоторые с энтузиазмом восприняли инициативу, назвав ее креативной и патриотичной. Однако есть и противоположная точка зрения. Например, казанцам и сегодня не стоит напоминать о том, какой беспредел творился во время существования группировок и сколько людей погибло в ходе бандитских разборок тех лет. Многие потеряли братьев, отцов, друзей.

Память о «казанском феномене» живет и передается следующим поколениям, которые просто делают на этом деньги, уверен  зампредседателя Верховного суда и один из авторов серии книг «Бандитский Татарстан» Максим Беляев. 

Что такое «казанский феномен»?
Термин «казанский феномен» возник в 1970-х годах. Им называли обострившуюся криминальную обстановку в городах Татарстана, где группировки делили районы. Парадокс заключается в том, что это явление было характерно для массы городов СССР. Но весь «огонь» власти решили перебросить на провинциальный город, чтобы столица не звучала в прессе.

«В отличие от книг «Бандитская Казань» и «Бандитский Татарстан», где на документальной основе рассказывается о печальной судьбе расстрелянных группировщиков, создание спецодежды для гопников преследует иные цели. Это банальная попытка популяризации «казанского феномена» на коммерческой основе. Не думаю, что создаваемый бренд будет широко востребован, время «дележа серого асфальта» давно прошло, сейчас в моде более яркие цвета» - говорит Максим Беляев.

Старший помощник руководителя следкома РТ и один из авторов серии книг «Бандитский Татарстан» Андрей Шептицкий довольно категорично высказался на этот счет, отметив, что носить на груди имена убийц – это как минимум неправильно: «Речь идет о группировках, об отдельных людях, которые убивали и грабили. Это все равно, что носить на себе фотографию извергов и насильников».

Не ОПГ, а районы?

Между тем ряд региональных СМИ подхватил слова о том, что творческую мысль дизайнера неправильно истолковали, мол, речь идет не об ОПГ, а народных названиях казанских районов. Но тогда почему на футболке изображены участники одной из группировок? Также пользователи соцсетей подметили, что название «Теплоконтроль» вписано в корону. Этот символ любили использовать ОПГ, чтобы показать свою власть и превосходство. К тому же на стене в соцсети Анастасия под фотографией толстовки «Теплоконтроль» поставила картинку с подписью вокалиста «Теплоконтроля» Булата Ибятова (впоследствии запись была удалена из аккаунта): «Мне нравится гопнический бэкграунд города — все отрицательные явления Казани очень привлекательные, и я хочу их культивировать. В общем, чем хуже, тем лучше».

Для ответов на эти вопросы «АиФ-Казань» связалась с самим дизайнером, но Анастасия Ярушкина отказалась от комментариев.

Судья Эдуард Абдуллин - как раз из тех, кто считает, что не стоит воспринимать эту идею так критично. Это ведь искусство.

«Не нужно судить раньше времени. Какие там были надписи? Хади Такташ – это писатель, может, о нем идет речь. «Теплоконтроль» – это известный татарстанский завод. Что касается изображения участников на футболках, то это неуместно, не стоит их культивировать. С другой стороны, создание коллекции одежды – это искусство, творчество ведь разностороннее. В США тоже боевики про киллеров снимают», - говорит он.

Сложно не согласиться с тем, что существует целый пласт «бандитской культуры» Убийцы, наркобароны, преступники зачастую становятся главными и, что характерно – положительными - героями книг и фильмов. Образы «живущих по понятиям» вместе с тюремным жаргоном и песнями уходят в народ. В некоторых кругах употребление «блатных» слов считается особым шиком и признаком культуры.

Психолог Эльмира Рыбакова считает, что романтизация преступников связана с их авторитетом.

«Многие люди воспринимают бандитов сильными и бесстрашными. Образ убийцы или контрабандиста считается привлекательными, ведь они ничего не боятся, нарушают законы и делают то, что хотят. Люди, носящие одежду с изображением бандитов, хотят перенять их значимость и брутальность», - поясняет Рыбакова.

Чем «славились» татарстанские ОПГ?

Всплеск организованной преступности начался в Татарстане в середине 1970-х годов и продолжался до начала 2000-х. Первой из банд стала «Тяп-Ляп» (от названия микрорайона «Теплоконтроль», где она появилась). Затем в республике формировались различные ОПГ, усмирить которые долго не могли. К различным группировкам присоединялись даже подростки, которые делили территорию, грабили и убивали. Среди самых влиятельных ОПГ того времени – «Хади Такташ» (получила название от улицы, на которой жили участники), «Жилка» (название от микрорайона «Жилплощадка»), челнинский «29-й комплекс».

Участники группировки «Хади Такташ». Фото из книги. Фотокопия: АиФ

Многие участники группировок погибали при сходках, от рук противоборствующих ОПГ или своих соратников. В 1997-2011 годах по этой линии было возбуждено 110 уголовных дел. За это время за решеткой оказались 740 преступников, 18 из которых получили пожизненный срок. Но многие из них сейчас начинают выходить на свободу, и перед правоохранительными органами стоит задача не допустить нового всплеска организованной преступности.

Смотрите также:



Самое интересное в регионах
Роскачество