aif.ru counter
5331

«Из университета Ленин исключил себя сам». Историк - о мифах вокруг вождя

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. АиФ-Татарстан 08/11/2017

«Произошедшая 100 лет назад революция не может сказать теперешним правителям, что надо делать, - считает профессор, доктор исторических наук, заслуженный деятель науки РТ и РФ Алексей Литвин. - Но она может посоветовать им, чего делать не надо».

Как Казань стала революционным дебютом Ленина и почему в России случился Октябрь 1917 года, известный историк рассказал в интервью «АиФ-Казань».

Сам себя исключил

Ольга Любимова, «АиФ-Казань»: Алексей Львович, Казань называют городом, где началась революционная деятельность Ленина. Современная наука тоже так считает?

Алексей Литвин: В советские времена все наши вожди, в том числе и Ленин, написали свои биографии, воспоминания. Ленин писал об организаторе марксистских кружков в Казани Николае Федосееве, а также о том, как его самого исключили из университета за участие в студенческой сходке – с этого началась его революционная деятельность. Но, судя по документам, особенно по данным полиции, это не соответствует действительности.

Владимир Ульянов, окончив с золотой медалью Симбирскую гимназию, директором которой был отец Александра Керенского и друг его отца Ильи Николаевича, приехал в 1887 году в Казань поступать в университет. Он был зачислен на первый курс юридического факультета университета. Ульянов проучился  здесь до 5 декабря того же года. За всё это время он был известен только одним – тем, что он брат Александра Ильича Ульянова, казнённого в том же 1887 году за революционную деятельность.

Когда Владимир Ульянов шёл по коридору, студенты шептались: «Это брат повешенного!». За Ульяновым в Казани установили негласное полицейское наблюдение. Сохранились материалы о том, что в начале сентября два студента, один из которых был агентом полиции, пригласили его посетить студенческую харчевню (она находилась между Собачьим и Кошачьим переулками - сейчас это улицы Некрасова и Щапова, примерно на этом месте сейчас установлен памятник Муллануру Вахитову). Товарищи напоили 17-летнего Ульянова. Потом отвели его домой, где он сорвал карту со стены и кричал: «Мы этого так не оставим!», видимо, имея в виду своего казнённого брата. Много позже, в 1927 году младшая сестра Ленина, уехавшая вместе с ним после студенческой сходки в Кокушкино, вдруг вспомнила (в то время ей было 9 лет), что брат будто бы сказал: «Мы пойдём другим путём!». Мне в это сложно поверить.

Дом-музей Ленина в Казани.
Дом-музей Ленина в Казани. Фото: АиФ/ Руслан Ишмухаметов

- Считается, что Ульянов руководил студенческой сходкой 4 декабря 1887 года.

 - Такие сходки в то время проходили почти во всех университетских городах страны. Студенты протестовали против университетского устава, по которому их можно было отдавать в армию, не принимать в университет как тогда говорили «кухаркиных детей» (так назвали в циркуляре 1887 года детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников - Прим. авт.), Ульянов, конечно, участвовал в этой сходке, но руководителем он не был. Есть данные полицейского наблюдения за сходкой: собрались около 300 студентов – не только университета, но и ветеринарного института, поговорили, пошумели…

Пересыльная тюрьма в Казани, где Ленин провел три дня после сходки.
Пересыльная тюрьма в Казани, где Ленин провел три дня после сходки. Фото: Public Domain

Затем вечером 39 из них пригласили в 1-ю полицейскую часть, находившуюся там, где сейчас стоит физический факультет КФУ. Полицейские быстро вычислили активистов сходки. Ульянов был записан как пассивный участник. Главным организатором сходки был студент 4-го курса естественного факультета Евгений Чириков. Полицейские под угрозой ареста предложили ему уехать. Позже Чириков стал выдающимся писателем, эмигрировал в Чехию.

Приглашённые в полицию студенты заранее договорились не ждать официального исключения, а в знак протеста написать заявления с просьбой не считать их студентами, т.е. сами попросили об исключении, сдали студенческие билеты.

Ещё один миф – последовавшая затем «ссылка» Ульянова в Кокушкино. На самом деле после сходки её пассивных участников, в том числе и Ульянова, спросили, куда бы они хотели отправиться после того, как сами себя исключили из университета. Ульянов сообщил, что поедет в имение деда, который умер в год рождения Владимира Ульянова. Дед обещал всем дочерям, в том числе и его матери по одной - две комнате в своем доме в Кокушкино. Какое же это начало революционной деятельности, если человек сам себя исключил из университета и поехал в имение деда?

Ленино-Кокушкино.
Ленино-Кокушкино. Фото: Из личного архива/ Мария Зверева

Ради власти

- Как современная наука, лично вы оцениваете Ленина, его роль в истории?

- В советской историографии Ленин – конечно же, бог. Говорить о нём негативно, критиковать было нельзя. Сейчас всё это можно. К сочинениям Ленина можно обращаться как к историческому источнику.

Безусловно, Ленин - крупный политик. «Промедление в выступлении смерти подобно», - писал он в обращении к членам ЦК 24 октября 1917 г., чувствуя, что сегодня можно взять власть, а завтра уже будет поздно. Хотя находясь в начале 1917 года в Цюрихе, сказал: «Мы, старики, не доживём до новой революции». То есть как политик он не предполагал, что в 1917 году в России будет революция, которая окажет влияние на многие страны мира, на настроения людей вообще.

Не так давно в Москве состоялась большая конференция «Президенты США и правители России». Выступая на этой конференции, я старался ответить на вопрос, сыграл ли Ленин положительную роль, как правитель России с октября 1917 г. до 1922 г. (потом он болел и уже не мог править страной). И пришёл к выводу, что он сыграл такую роль в истории партии, которую возглавлял. Сделал её главной  правительственной партией страны.

Если говорить о населении, любой правитель должен умножать население страны, избегать войн. А Ленин предпочёл гражданскую войну - ради сохранения своей власти.  Ввёл военный коммунизм с продразвёрсткой, ликвидацию сословий и частной собственности.

Французский экономист Эдмон Тэри подсчитал, что население России с 1902 по 1917 г. выросло на 31,7 млн человек (22,7%). По его прогнозам, к 1948 г. в России должно было быть 343,9 млн коренного населения, в Германии – 104,6, Англии – 61,9, Италии – 45,3, Франции – 42,3. Он писал: «Если у больших европейских народов дела пойдут таким же образом между 1912 и 1950 г., как они шли между 1900 и 1912, то к середине настоящего столетия Россия будет доминировать в Европе в политическом,  экономическом отношении». Но за годы правления Ленина население России сократилось на 14-15 млн человек. Как можно считать это положительным результатом?

- «Политика – не тротуар Невского проспекта», - говорил Ленин о Брестском мире.

- На этот позорный договор он пошёл, чтобы сохранить свою власть. Первый посол США в СССР Уильям Буллит описал в своих мемуарах, как в его присутствии президент США Вудро Вильсон получил во время Гражданской войны сообщение Ленина о согласии разделить Россию на Московию, Сибирь (которую Ленин был готов отдать Колчаку), другие регионы, лишь бы остаться у власти. Он готов был на всё ради сохранения власти, понимая, что потом он эту власть приобретёт над всей страной.

Для меня главное событие XX века – не революция 1917 года, а результаты Великой Отечественной войны. Эти события положили конец диктаторским режимам во многих странах, спасли человечество от фашизма, положили начало новой жизни. А Октябрьская революция и начавшаяся Гражданская война не улучшили жизнь населения, а принесли новые проблемы.

Революция или переворот?

- Поменялись ли оценки Октября 1917 года? 

- Сейчас историки рассматривают весь 1917 год как одну революцию. Февральская лишила Россию монарха, объявила страну республикой. Но не решила главных вопросов – не дала землю крестьянам – большинству населения. Это вызвало продолжение в виде Октябрьской революции. Ленин так и говорил: разве стоило бы делать революцию, если бы все реформы были сделаны?

После февраля в стране шла правительственная чехарда. Все правители рассчитывали, что соберётся Учредительное собрание, выберет легальное правительство, которое и осуществит реформы. Ещё кайзер предлагал Николаю II заключить сепаратный мир: мол, у вас неспокойно. Но царь, а потом и Керенский отказались, призывая к войне до победного конца.

В октябре, когда Ленин взял власть, он руководствовался демократическими тезисами «Конец войне!», «Земля – крестьянам!». Это сделало привлекательной идею о социалистической революции в стране, где 80% населения (крестьяне) не знали, что такое социализм. Но все хотели справедливой жизни. Одновременно Ленин начал укреплять свою власть в стране. Запретил партию кадетов (Партию народной свободы),  наиболее либеральную и популярную партию в стране, закрыл ряд газет. В декабре 1917 г. была создана ВЧК, которая стала ликвидировать тех, кто думал иначе.

И белые, и красные занимались страшным террором. Летом 1918 г. в Казанском крае народной армией и чехословацкими легионерами было убито около 1 тыс. человек, в том числе член Учредительного собрания Мулланур Вахитов, председатель Казанского совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов Яков Шейнкман. Многие сотрудники Казанской губчека, т. е. те, кто устанавливал здесь власть Советов, позже стали жертвами культа личности Сталина.

- Сейчас многие ностальгируют по СССР. Была видимость равенства, уверенность в завтрашнем дне, социальные льготы, которых сейчас нет.

- Всё это было. Но были и жестокие репрессии. Те, кто считают, что мы жили тогда хорошо, забывают слова наркома внутренних дел Николая Ежова: «У нас в стране живёт три категории населения: одни сидят в лагерях, вторые находятся под следствием, третьи находятся под подозрением».

Я большую часть своей жизни прожил в советском обществе, первые 22 года – при товарище Сталине. Более того, я был сыном врага народа. Поэтому для меня даже напоминание о сталинском режиме – это ужасно. Режим, уничтожающий безнаказанно своих собственных невинных людей, не может существовать долго. Как говорил Наполеон, «на штыках можно прийти к власти, но усидеть на них нельзя».

- Какие выводы можно сделать из уроков революции 1917 года?

- Для нормальной жизни не нужны ни революции, ни тем более гражданские войны, когда граждане одной страны с упоением убивают друг друга. Я сторонник мирных реформ. Думаю, произошедшая 100 лет назад революция не может сказать теперешним правителям, что надо делать. Но она может посоветовать, чего делать не надо. «История учит даже тех, кто у нее не учится, - писал Василий Ключевский. - Она их проучивает за невежество и пренебрежение».

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах