Где татарский орнамент?
Венера Вольская, «АиФ-Казань»: 40 светящихся арок на улице Баумана, световая композиция у театра Камала, роскошные Правобулачная и Левобулачная. Минувшей зимой Казань была украшена по-царски. Сергей Александрович, стоило ли организовывать такую масштабную иллюминацию, которая обошлась в миллионы?
Дизайнер Сергей Насекин: Щедрое световое оформление городских улиц, безусловно, - плюс. У нас долгая утомительная зима с коротким световым днём, а оно делает улицы живее и радостнее. В целом мне понравилось, но местами слишком пестро - можно было где-то организовать и монохромный дизайн. Кроме того, маловато татарстанской специфики. Получилось такое «решение для любого города». А можно было использовать детали татарского орнамента, причём это необязательно растиражированные тюльпаны.
- «Перезагрузка» светового оформления города во многом ориентирована на развитие туриндустрии. Важная часть туристической сферы - музеи. Как их сделать привлекательнее - не только для гостей города, но и для казанцев: многие из них вместо торгового центра в выходной отправились бы в музей или на выставку, будь там что-то интересное.
- Музеи и выставочные центры должны меняться, становиться ближе к людям. Например, в музее Ван Гога в Амстердаме раз в неделю можно прийти послушать диджея, выпить в фойе бокал вина, пообщаться с ценителями живописи. Я вообще попал там на показ мод, посвящённый его искусству. Многие музеи в России уже изменились - множество интерактивных экспозиций, интересные экскурсии.
- Вы работали над недавно созданным музеем истории Свияжска, отвечали за экспозиционный дизайн – расстановку экспонатов, мультимедиа, световые решения.
- Заниматься этим было очень любопытно. Эта сфера вообще для меня интересна – я в каждом городе, в котором бываю, стараюсь посетить музей. В Свияжске всё делали с нуля, поэтому можно было создать экспозиции, отвечающие требованиям нынешнего времени. Стремились, к примеру, в залах разных веков создать свою атмосферу, использовать много интерактива и аудиосопровождение. Мне и коллегам из моей мастерской было очень приятно получить Гран-при национального конкурса в области дизайна «Российская Виктория» за разработку и реализацию проектов музейных экспозиций в Свияжске. [left_article: 2515022 {title: Статья по теме}]
А в целом в Свияжске много интересного сделано, там хороший туристический поток, который значительно вырос в прошлом году. Но ресурс, разумеется, есть. Главное, чего не хватает российским и татарстанским музеям, – инфраструктуры. Не хватает удобных, просторных, насыщенных товарами сувенирных магазинов. Те, что есть, даже в Москве и Питере, очень небольшие, а выбор изделий довольно скудный.
Очень жаль, что мало музейных кафе, где после просмотра экспозиций можно выпить чашку кофе или чая с выпечкой. А где-то можно открыть и ресторан, как в Метрополитен-музее в Нью-Йорке или музее Альберта и Виктории в Лондоне (крупнейшие музеи мира. - Прим. авт.). Там огромное число посетителей - пройдя часть залов, они заходят перекусить, набраться сил.
Кстати, сувенирный магазин и ресторан приносят прибыль, которая несопоставима со сборами от продажи входных билетов. В Музей Виктории и Альберта вход вообще бесплатный.
- Раз решение очевидно, почему кафе при музеях не открываются?
- Я разговаривал с музейщиками - они не хотят за это браться из-за множества ограничений, которые налагает законодательство. Нам надо избавиться от раздражающих мелочей. Некоторые музеи, например, взимают плату за фотосъемку. Зачем? Во всём мире этого нет.
- Вы говорили, что Казани очень нужны центры современной культуры. И вот появились «Смена», лофт «Фабрика Алафузова». Оправдали ли они ожидания?
- Да, такие центры нужны ради развития туриндустрии - чтобы гость города мог посмотреть выставки, изделия дизайнеров, оценить творческий потенциал казанцев. Но это ещё и возможность для города сохранить талантливую молодёжь, не дать ей уехать в Москву, в Питер. Хорошо, что такие центры теперь существуют, работают, во что мало кто верил.
В «Смене» выставки для меня не очень интересные, но есть прекрасный книжный магазин, на мой вкус, лучший в Казани. Книжная ярмарка и концерты бывают интересные.
Искусство в парках
- Сейчас с появлением интернет-дизайна наступила новая эпоха в искусстве. В Сети - целая революция, но отчего так мало меняется картинка в жизни? Выходя из дома, первое, что я вижу, - ряд мусорных контейнеров, из которых летит мусор.
- Двор многоэтажки в России действительно сильно отличается от двора в Германии, Швеции или Австрии – он менее благоустроен. Да и города у нас застраиваются жилыми комплексами-муравейниками, при том что дефицита территорий в России нет, а в тесной Европе пришли к тому, что лучше не строить дома выше 4 этажей.
Это вопрос уровня развития строительной индустрии. Строительная культура у нас мало развита, об этом постоянно говорится.
- Выходит, искусство и реальная жизнь изолированы друг от друга?
- Получается, так. В Татарстане, к примеру, много проектов и конкурсов на тему графического дизайна, в частности, на разработку логотипов. Готовы делать логотипы чуть ли не для каждой скамейки в парке. А важнее развивать промышленный дизайн. Например, провести конкурс на создание парковой и городской мебели - технологичной и удобной в применении. Зачем закупать эту мебель, или, скажем, оборудование для спортплощадок, за пределами региона, когда мы сами можем их производить?
Люди по-прежнему хотят заниматься графическим дизайном. Хотя логотип и украшает жизнь, но не настолько, как эргономичное кресло. Или удобный мусорный контейнер на парковке, который выполняют свои функции, но не мешает парковаться.
- Но общественные пространства Казани заметно преобразились в последние годы.
- Да, то, что парками занимаются, - это замечательно, но у меня бездна претензий к авторам проектов. Огромное количество «детских ошибок», например, в эргономике. Однажды сел я на лавочку в Лядском саду, а ноги не достают до земли, и это при моем росте в 187 см. А как должны сидеть люди среднего роста? Лавочки, потом заменили, но таких серьёзных ошибок изначально не должно быть. Факультеты дизайна открыли в нескольких вузах, но уровень выпускников, к сожалению, в большинстве своём ниже среднего. Хотя в целом уровень растёт. КГАСУ, факультету дизайна которого уже больше 25 лет, много лет выпускает хороших специалистов.
Оторвались от реальности
- Сейчас используется много спецэффектов, и реальное искусство кажется скучным. Как сделать так, чтобы оно не проигрывало визуальным «наворотам»?
- Блёстки, мишура и клиповая нарезка кадров начались не сейчас, а ещё в 80-е, в эпоху клипов MTV, ничего нового в этом нет. Мне ближе, когда искусство отражает жизнь, предлагает новые смыслы, а не мельтешение кадров.
- Но как быть с тем, что нынешние дети не хотят смотреть «Приключения Электроника» или «Гостью из будущего»?
- Да, моего племянника-старшеклассника не оторвать от гаджета, и когда телефон отнимают, у него ломка. Мне это тоже не нравится. Но они почти все такие, и с этим бороться бесполезно. Каждое поколение выбирает свои якобы новые формы, которые на поверку ими не являются. Сейчас подростки ушли в онлайн и оторвались от реальной жизни. Но, может, это просто наши страхи, раз мы жили в других условиях? Будет ли это трагично для человечества? Оно ведь и не с таким справлялось. Увидим.