Вопросы поддержки фермеров и развития региональных символов поднял во время «Прямой линии» с Владимиром Путиным житель Ярославской области Борис Акимов. По его мнению, в России надо запустить программу по созданию продуктов местного происхождения, чтобы бренды вроде «Брейтовского чеснока» или «Муромских огурцов» не забывались. В качестве примера он также привел павловских кур. После революции порода считалась утерянной, но в 1980-х её начали восстанавливать. Сегодня «Павловская курочка» является визитной карточкой Нижегородской области.
Нужны стандарты качества
В России почти каждый регион имеет свой бренд: Башкортостан славится мёдом, Тула – пряниками, Вологда – маслом, Адыгея – сыром. Главным же атрибутом Татарстана является чак-чак – производители в шутку называют его местным золотом. По словам председателя Ассоциации рестораторов и отельеров Казани Зуфара Гаязова, с Татарстаном у туристов ассоциируется выпечка – эчпочмак, балиш, губадия, а также колбаса из конины казылык. Еще одно кулинарное достояние республики – вяленый гусь. Вкус этого деликатеса известен каждому татарстанцу: мясо ставят на стол на больших праздниках и дарят молодоженам на свадьбах как символ финансового благополучия. Но можно ли считать его брендом?
«В Испании, например, власти страны установили жесткие стандарты для хамона, потому деликатес смог занять прочные позиции на мировом рынке. Сегодня в свои рестораны мы заказываем вяленых гусей у фермеров Актанышского района».
Как создать бренд?
Какие ещё продукты могут прославить республику? Недавно власти начали продвигать торт «Татарстан», который в своё время считался главным лакомством ‒ по типу киевского или пражского.
Фермер из Муслюмовского района Мурат Сиразин полагает, что новым брендом Татарстана могут стать продукты на основе козьего молока.
«Регионы должны продвигать на рынки не химию, а полезные продукты. Я произвожу на основе козьего молока полезные классические сыры, рикотту, йогурты и даже мороженое».
Но чтобы заявить о своём бренде, необходимы постоянные поставки в больших объемах.
«Мы работаем на ферме вдвоём с женой, помощников нет, потому и заниматься этим некому. В РТ руководство делает всё, чтобы уничтожить крестьянство, поддерживая агрохолдинги», ‒ сетует Сиразин.
Для продвижения бренда также необходим качественный маркетинг. «Чтобы сделать продукт узнаваемым, нужно думать о том, как современно воплотить идеи национального блюда, ‒ говорит пресс-менеджер одного из туристических порталов РТ Лола Малова. ‒ Например, недавно мы разработали рецепт кофе по-татарски, который из-за трав в составе в привычный вкус привнес национальный колорит. Также мы работаем над чак-чаком, талкыш калеве, чаем ‒ преподносим национальные продукты в современных упаковках, чтобы их хотелось купить».
В мае 2019 года минэкономики РТ разработало систему по продвижению продукции татарстанского производства. Она создана на базе ресурсов Федеральной электронной торговой площадки zakazrf.ru. Благодаря этой системе предприниматели смогут узнавать информацию о потребностях республики в товарах, а местные производители через созданный инструмент будут предлагать свою продукцию. Система состоит из:
- каталога предложений продукции республиканских производителей
- каталога потребностей заказчиков - покупателей в республике
- каталога сделок.
Также заявить о своей самобытной продукции фермеры могут на фестивалях «Вкусная Казань», Open Food Market, конкурсе им. Юнуса Ахметзянова. Но для любого участия в проектах нужны деньги. Где их достать обычному фермеру, если поддержки государства не хватает даже на приобретение инвентаря и земли?