В год 100-летия ТАССР «АиФ – Казань» рассказывает о судьбах известных татарстанцев, чьи имена носят улицы городов республики. Они сражались на фронтах Гражданской войны и Великой Отечественной, а в мирное время построили прекрасный город Набережные Челны.
«Казан сэйли!»- «Говорит Казань!»
Имя Шамиля Усманова носит улица в 14-м комплексе Автограда и улица в Московском районе Казани. Будущий писатель, драматург родился в Саратовской губернии в семье учителя. В 19 лет он уже сражался с белоказаками на фронтах Гражданской войны. В марте 1919 года Шамиль Усманов стал первым комиссаром первой татарской стрелковой бригады, в 1920-е годы - секретарём революционного комитета ТАССР.
Демобилизовавшись из армии в 1927 году, Усманов возглавил Татарское управление зрелищными предприятиями и претворил в жизнь идею радиофикации Татарии. Он курировал строительство в Казани широковещательной радиостанции. Именно голосом Шамиля Усманова 7 ноября 1927 года татарское радио произнесло свои первые слова: «Казан сэйли!» — «Говорит Казань!» и поздравило радиослушателей с десятилетием Октябрьской революции. Шамиль Усманов известен как автор пьесы «В кровавые дни», в которой рассказывается о событиях Гражданской войны, дилогии «Путь легиона». В 1930-е годы известный писатель стал жертвой репрессий, выдуманных обвинений. Он умер 3 декабря 1937 года в Казани во время допроса от «паралича сердца». В 1955 году Шамиля Усманова реабилитировали.
И один в поле воин
Улица, соединяющая проспект Чулман и улицу Раскольникова, названа в честь Героя Советского Союза Ильдара Мананова. Парень из села Буляк Муслюмовского района ушел в армию в 19 лет - еще до начала Великой Отечественной войны. В ноябре 1941 года сержант Мананов сражался за город Тихвин, где находилась последняя железнодорожная магистраль, по которой доставляли грузы в осажденный Ленинград.
«Это был огнедышащий ад, - вспоминал Ильдар Мананов. - Вдруг закончились снаряды. Я подполз к ящикам, погрузил один на сани, приволок к пушке. Так я сделал несколько ходок. Последний раз приполз, смотрю — все ребята лежат, в живых никого не осталось…». Тут опять начались обстрел и бомбёжка. Сержант почувствовал, что ранен. Но думать о себе у него не было времени. На его окоп шли шесть немецких танков и около роты солдат. Сначала сержант открыл огонь по бронетехнике, потом перешел на шрапнель и стал поливать ею пехоту. Оставшись живым из 12 человек орудийного расчёта, Ильдар Мананов уничтожил пять танков и около ста гитлеровцев. В этом бою его тяжело ранило осколком снаряда в грудь. В госпитале несколько дней он пролежал без сознания. А придя в себя, узнал, что его наградили золотой звездой Героя. Награду ему вручил лично маршал СССР Кирилл Мерецков, специально приехавший в госпиталь. Вернувшись в строй, Ильдар Мананов воевал в артиллерийском полку на Карельском фронте.
Штирлиц из Челнов
Улица в Орловке носит имя Ивана Утробина – уроженца этого челнинского села. Иван с юности интересовался историей и языками. Став студентом исторического факультета Пермского пединститута, вечерами занимался немецким. И к третьему курсу знал этот язык в совершенстве.
Когда началась война, Иван Утробин добровольцем ушёл на фронт, в 1941 году сражался под Москвой.Когда командование узнало о том, что парень говорит по-немецки как «истинный ариец», читает Гёте в подлиннике, его отправили в высшую школу особого назначения. В этой секретной школе Иван Утробин превратился в разведчика Иоганна Вебера. Командир роты связи обер-лейтенант Вебер два года служил в одной из частей вермахта, добывая ценную информацию о передвижении немецких частей. Герой награжден двумя орденами Отечественной войны I и II степени, Орденом Красной Звезды. В 1974 году Иван Иванович вернулся в родной город, работал на КамАЗе и одновременно преподавал историю в школе рабочей молодёжи. Его настольной книгой были «Семнадцать мгновений весны» Юлиана Семёнова.
Сражался и лечил
В честь Героя Советского Союза Николая Соболева названа улица в 71-м микрорайоне Автограда. Незадолго до начала Великой Отечественной войны Николая Леонтьевича назначили директором противотуберкулезного санатория в поселке Тарловка на берегу Камы.
Вскоре санаторий превратился в военный госпиталь. Соболев проработал в госпитале год, а потом добровольцем ушёл на фронт. 25 сентября 1943 года Николай участвовал в форсировании Днепра и был награждён звездой Героя. Когда в начале операции погиб командир роты, сержант Соболев взял командование на себя. Во многом благодаря ему, рота успешно переправилась на правый берег. В боях за удержание плацдарма Соболев, несмотря на ранение, подбил из противотанкового ружья два танка и самолёт «Юнкерс». Из-за ранения Николая Леонтьевича демобилизовали. В 1944 году он вернулся в Татарию и, вновь возглавил Тарловский госпиталь. Известно, что за годы войны в этом госпитале вылечили более 10 тысяч раненых.
Главный «дирижёр»
В честь академика, заслуженного архитектора Бориса Рубаненко названа улица между 1, 2 и 3-им комплексами Челнов. Бориса Рафаиловича называют главным «дирижёром» Автограда. В 1969-1973 годах он разработал проект застройки и генеральный план города Набережные Челны. А до этого занимался городской планировкой в Ташкенте. Кроме того, Рубаненко известен как разработчик проектов застройки Москвы, Минска, Ленинграда, Алма-Аты, Тольятти, Горького (сейчас Нижний Новгород). Все эти разработки получили восторженные отклики и правительственные награды.
Работая в Автограде, Рубаненко в общей сложности руководил 30-ю проектными институтами страны, другими ведомствами, занимавшимися проектированием и застройкой города автомобилестроителей. Благодаря ему Челны приобрели свой неповторимый облик. Проектируя жилые дома в комплексе с социальными и культурными объектами, Рубаненко предусмотрел и особенное монументально-декоративное оформление города. За работу в Набережных Челнах Борис Рафаилович был награжден Орденом Ленина.
Наш «Батя»
Имя Героя Социалистического Труда, заслуженного строителя, Почетного гражданина города Набережные Челны Евгения Батенчука носят площадь и улица в Автограде. А еще в честь Батенчука назван ювелирный алмаз весом 64,47 карата.
Руководить Батенчук начал в 18 лет, когда его назначили директором Одесского завода имени второй пятилетки, выпускавшего поршневые кольца для американских тракторов «Фордзон». И благодаря молодому директору завод быстро преодолел отставание и нарастил производство. Непросто сложилась судьба Евгения Никаноровича в годы Великой Отечественной. Он воевал с первого дня войны, за мужество был представлен к ордену Красной Звезды, но получить награду не успел. Во время отступления попал в плен. В плену стал одним из создателей подпольной организации.
В 1959-1971 годах Батенчук руководил строительством Якутского алмазодобывающего комплекса и Вилюйской ГЭС. В 1971 году он приезжает в Татарию и работает здесь четверть века. 25 лет Евгений Никанорович руководил производственным объединением «Камгэсэнергострой» - организацией, строящей промышленные объекты Камского автомобильного завода. Батенчук возводил не только КамАЗ, но и жильё и объекты инфраструктуры Нового города на Каме. С его подачи при строительстве зданий стали применять буронабивные фундаменты и крупноблочный монтаж металлоконструкций, которые повышали качество работ и давали выигрыш во времени. Строительство КамАЗа и города Евгений Батенчук назвал стройкой века. «Такие города создавались за 300 лет, а мы создали за 20 лет, - писал он. - Жаль, что ни в одном столетии, ни в начале ХХI века не повторится наш опыт». Выйдя на пенсию, Евгений Никанорович остался жить в Набережных Челнах. Легендарного строителя не стало 30 мая 1999 года. Он похоронен на старом кладбище в посёлке ГЭС.
Благодарим за помощь в подготовке материала главного хранителя фондов Историко-краеведческого музея г. Набережные Челны Наталью Микрюкову.