Любой человек может попасть в аварию, получить тяжёлую травму. Чтобы восстановиться, ему понадобятся кресло-коляска, ходунки или какие-то другие технические средства реабилитации (ТСР). Как их получить бесплатно? Об этом и не только шла речь за круглым столом в Фонде социального страхования по Татарстану, который организовали «Аргументы и Факты-Казань».
В круглом столе приняли участие представители отделения ФСС РФ по РТ, Бюро медико-социальной экспертизы по РТ, Уполномоченного по правам человека в республике, общественных организаций.
1. Скольким татарстанцам помогут в этом году?
В фонде не услышишь слов «инвалиды», «люди с ограниченными возможностями». Всех, кто стоит на учёте в отделении, называют получателями услуг фонда. А это более 49 500 жителей республики, в том числе 4271 ребёнок.
«По данным на сентябрь 2020 года, мы получили 103 769 заявок на технические средства реабилитации, – уточняет управляющий отделения Фонда социального страхования РФ по РТ Павел Лоханов. – У одного человека в индивидуальной программе реабилитации может быть указано от одного до 10 средств, поэтому на каждого заявителя в среднем приходится по два-три вида ТСР. К тому же у каждого технического средства есть свой срок службы, у обуви, например, – это полгода. Когда срок использования истекает, получатель вновь обращается с заявлением в фонд».
По словам Павла Николаевича, общая сумма, выделяемая из бюджета РФ на финансирование услуг, предоставляемых ФСС, в среднем увеличивается на 100 млн рублей в год. Хотя количество людей с инвалидностью не увеличивается, средств на их обеспечение поступает всё больше. Если в 2018 году выделялось 950 млн руб., то в 2019 году – 1 млрд 57 млн руб., в 2020 году – уже 1 млрд 172 млн руб.
Большая часть этой суммы уже работает. На 1 сентября законтрактовано и направлено для выплаты компенсаций 1 млрд 70 млн руб. За 9 месяцев фонд обеспечил техническими средствами реабилитации 27 865 человек, то есть более 85% всех обратившихся в этом году. При этом получателям услуг уже выплатили компенсации по 333 тыс. изделий – в целом на 132 млн рублей.
2. Как получить индивидуальную программу реабилитации (ИПРА)?
За 2019 год Главное бюро медико-социальной экспертизы по РТ освидетельствовало более 45 тысяч татарстанцев старше 18 лет. Из них почти 20 тысячам человек разработали ИПРА, порекомендовав при этом технические средства реабилитации. Плюс освидетельствование прошли более 5 тысяч детей. Получить ТСР рекомендовали почти двум тысячам ребят. В обязательном порядке проходят освидетельствование участники Великой Отечественной войны. Только за первое полугодие 2020 года бюро разработало или дополнило индивидуальные программы реабилитации для более чем 700 ветеранов.
Список ТСР, которые обеспечиваются ФСС, определён приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 28 декабря 2017 г. № 888н «Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации».
«То есть ТСР назначаются не по желанию, а в зависимости от медицинских показаний и противопоказаний, - пояснила замруководителя по экспертным вопросам Главного бюро медико-социальной экспертизы по РТ Ольга Пузанова. – Этот приказ постоянно обновляется. Так, с 1 января 2021 года мы начнём разрабатывать ИПРА в электронном виде. И будем выдавать их инвалидам на руки только по их запросу».
С 1 марта 2020 года в связи с пандемией действует временный порядок освидетельствования – только в заочной форме.
3. Почему не хватает сурдопереводчиков и подгузников?
На начало сентября ФСС по РТ заключил 45 государственных контрактов, ещё 12 находятся в работе. Так, например, слабослышащие татарстанцы получат 670 цифровых слуховых аппаратов на 6 106 148 руб., 1736 ушных вкладышей индивидуального изготовления на 1 827 063 руб.
Председатель Татарского республиканского отделения Всероссийского общества глухих Венера Гаулстон одной из главной потребностей слабослышащих назвала услугу сурдоперевода.
«Сурдопереводчик – связующее звено, мостик между нами и другим миром, - отметила Венера Гаулстон. – В Татарстане живут 6 тысяч человек с нарушениями слуха. На учёте в обществе глухих стоят 1700 татарстанцев. Ни один глухой человек не может обойтись без сурдопереводчика! Спасибо, что нам дают эту услугу. Но, к сожалению, в этом году эти часы предоставили всего на 250 человек...».
Председатель регионального отделения Всероссийской организации родителей детей-инвалидов и инвалидов с детства с ментальными и иными нарушениями старше 18 лет по РТ (ВОРДИ) Жанна Халтурина сказала о многочисленных нареканиях со стороны родителей по поводу качества подгузников.
«Сейчас ребенку-инвалиду выдают один подгузник на 8 часов, то есть по три подгузника в сутки, – уточнила она. – Почему детям с диагнозами ДЦП и другими сложными диагнозами выдают не подгузники медицинского назначения, а подгузники, рассчитанные на обычных детей? Наша организация считает, что нужно внести изменения в приказ №85 «О сроках пользования техническими средствами реабилитации» минтруда РФ. Сейчас там прописано, что ребёнку выдаются по три подгузника в сутки. А надо хотя бы пять. Проблема в том, что нет ГОСТа, разработанного для детских подгузников медицинского назначения. То есть надо либо изменить ГОСТ, либо увеличить выдачу подгузников.
«Фонд не устанавливает нормы и правила по обеспечению заявителей ТСР, услугами, - пояснил Павел Лоханов. – Мы исполнительный орган, исполняем то, что нам предписано федеральными законами. Наша задача – максимально эффективно организовать работу - обеспечить нуждающихся в ТСР, санаторно-курортном лечении жителей республики».
4. Как получить правильную обувь?
«Ходить – это огромное счастье! Но обувь, которая продаётся в магазинах, мне не подходит», – призналась лучший волонтёр России-2019, автор казанского проекта «Творческая инклюзивная студия «Э-моция» Инесса Клюкина. Она родилась с травмой спинного мозга и не могла ходить больше 20 лет. Сейчас Инесса носит ортопедическую обувь, но качественную найти удаётся не всегда.
О том, что качество ортопедической обуви оставляет желать лучшего, сказала и координатор направления ФСС ВОРДИ по РТ Чулпан Агадуллина. «Проблема в нормативах, позволяющих выигрывать в конкурсе тому поставщику, который предложит наименьшую цену, – считает Чулпан Агадуллина. – Мы вместе с ФСС взяли на контроль три договора с потребителями. В итоге подрядчик с задачей справился, но после многочисленных замечаний и исправлений».
Необычная обувь – на протезы нужна и чемпионке Паралимпийских игр Ирине Поляковой. Она ходит на протезах уже 55 лет – со школьной скамьи. Водит в них машину, занимается с детьми из интерната в Советском районе Казани.
«Своего» ортопеда, которые сделал такие чудо-протезы, Ирина Васильевна нашла не сразу. После нескольких неудачных проб вложила в изготовление протезов свои деньги, а потом ФСС выплатил ей компенсацию.
«Если работа мастера-ортопеда компании, что выиграла конкурс по госконтракту, вас не устраивает, вы имеете право от её услуг отказаться и обратиться к другому мастеру, – объясняет Павел Лоханов. – Единственное неудобство в том, что придётся потратить собственные средства, предварительно посмотрев на нашем сайте, на какую компенсацию вы сможете рассчитывать, чтобы понимать, какую сумму мы сможем вам вернуть. Как правило, компенсируемой суммы достаточно для того, чтобы изготовить качественный протез. «Берите это, иначе ничего не получите!» – поддаваться на такие уговоры подрядчиков нельзя.
Часто люди, устав требовать, подписывают акты выполненных работ, хотя качество их не устраивает. Пока получатель услуг фонда не поставит свою подпись под актом, подрядчик не получит ни копейки. Мы регулярно штрафуем подрядчиков, например, за несвоевременное исполнение госконтракта. Штрафы, которые мы на них налагаем, исчисляются миллионами. И ситуация начинает меняться к лучшему. Но подчёркиваю: надо требовать. Надо обязательно отстаивать свои права. О том, что та или иная услуга вас не устраивает, можно написать на сайт ФСС по РТ, в наши аккаунты в соцсетях. Все эти обращения рассматривают наши специалисты».
По словам начальника отдела обеспечения инвалидов ТСР ФСС РФ по РТ Руслана Салахова, качество продукции проверяют на разных этапах. Так недавно фонд в одностороннем порядке расторг контракт на поставку 385 кресел-колясок для детей с диагнозом ДЦП на более чем 24 млн рублей. Во время приёмки изделий выявилось несоответствие технических характеристик требованиям технического задания. Закупку пришлось отменить, иначе люди получили бы не то ТСР, что рекомендовано в их индивидуальной программе реабилитации. Фонд объявил повторную закупку, которая состоится в сентябре.
5. Как определяется размер компенсации за ТСР, которое человек приобрёл сам?
«Кроме госконтракта, у получателей услуг фонда есть право самостоятельно приобрести ТСР и потом получить компенсацию, – разъясняет Руслан Салахов. – Но, во-первых, только если это ТСР прописано в индивидуальной программе реабилитации. Во-вторых, сумма компенсации зависит от суммы, указанной в госконтракте. К примеру, если трость вы купили за 500 руб., а по заключенному ранее госконтракту стоимость этого ТСР была 300 руб., то в этом случае компенсируют только 300 рублей».
6. Как получить услуги в электронном виде?
Татарстанцы всё чаще подают заявления в ФСС, не выходя из дома. За год число заявлений в электронном виде выросло на 20%.
«В режиме онлайн можно посмотреть и перечень госуслуг, которые оказывает ФСС, перечень документов, которые надо предоставить для получения той или иной услуги, - пояснила руководитель группы организации предоставления госуслуг ФСС РФ по РТ Лия Ходжич. – ФСС разработало бесплатное мобильное приложение для гаджетов «Социальный навигатор». Оно позволяет узнать о возможных способах подачи документов, о размерах фиксированных пособий, рассчитать индивидуальный размер пособия. Есть функция, позволяющая отслеживать процесс оказания услуги, получать уведомления об оказании услуги через портал государственных и муниципальных услуг».
По словам Лии Ходжич, для доступа в приложение у пользователя должна быть утверждённая учётная запись на едином портале госуслуг. За сохранность своих персональных данных можно не волноваться. Ведь у приложения удобная авторизация – на основе единой системы идентификации и аутентификации.
7. Почему доступная среда не во всех санаториях?
Координатор направления «Доступная среда» ВОРДИ Антон Головин пожаловался на то, что в лечебных корпусах санаториев зачастую нет ни лифтов, ни пандусов. В лучшем случае лифты есть в жилом корпусе, а на лечебные процедуры ребёнка приходится нести на коляске вручную.
Ведущий консультант отдела по вопросам восстановления прав граждан Аппарата Уполномоченного по правам человека в РТ Розалия Сибаева назвала нарекания на недоступную среду острой темой в обращениях татарстанцев.
«По инициативе Уполномоченного по правам человека в РТ была создана специальная рабочая группа по проверке доступной среды для лиц с ОВЗ в санаториях республики, - сообщила Розалия Сибаева. – Эта группа проверила 12 санаториев. И пришла к выводу, что доступной среды в полной мере нет ни в одном из них. В таких санаториях, как «Дельфин» Зеленодольска, «Жемчужина» Набережных Челнов нет жилых номеров для размещения граждан с ограниченными возможностями здоровья, оборудованных процедурных кабинетов для маломобильных граждан. Чтобы изменить ситуацию, составляются паспорта доступности санаториев для маломобильных граждан. Это позволит определить, над чем надо работать в первую очередь».
8. Как сэкономить на покупке масок, санитайзеров, защищаясь от COVID-19?
«Компенсировать свои затраты на улучшение условий труда, в том числе и на покупку респираторов, антисептиков для сотрудников, их тестирование на COVID-19 могут татарстанские предприятия в 2020 году, - сообщил начальник отдела страхования профессиональных рисков ФСС РФ по РТ Айрат Гильмеев.
Это стало возможно после изменений, внесенных в приказ Минтруда России от 10.12.2012 № 580н. Согласно им расширен перечень мер по профилактике профзаболеваний, расходы на которые работодатель может возместить за счет средств ФСС. Теперь компенсации можно получить и на приобретение масок, респираторов, бахил, дезинфицирующих антисептиков, тестирование сотрудников, приобретение бесконтактных термометров, устройств и средств для обработки транспорта, служебных помещений и офисных поверхностей».
По словам Айрата Гильмеева, в 2019 году почти 2,5 тыс. организаций республики получили на обеспечение предупредительных мер 434,6 млн руб. В этом году предусмотрено уже на 43 млн руб. больше - 478 млн руб. Если в 2019 году заявки принимали до 1 августа, то в 2020 году срок подачи документов для получения компенсаций продлили до 1 октября 2020 года.
«Организация может получить до 20% перечисленных в фонд страховых взносов, - уточнил Айрат Гильмеев. – Для этого страхователю надо обратиться с заявлением в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации до 1 октября 2020 года. Самое главное – не дожидаться крайних сроков. Фонд рассматривает документы в течение 10 рабочих дней. Лучше обращаться заблаговременно. Тогда, если в заявке обнаружат ошибки, у заявителя будет возможность подать документы повторно. Подать заявление можно и через портал госуслуг».
В пакет документов входят заявление, план финансового обеспечения предупредительных мер, перечень реализуемых мероприятий, документы, обосновывающие проведение мероприятий. Так, предположим, если закупаются респираторы и они подлежат сертификации, прикладываются сертификаты и перечень приобретаемых средств защиты. Заявки уже подали около полутора тысяч организаций республики на 280 млн руб.
Кроме того, начиная с 2019 года за счет средств Фонда у организаций появилась возможность направлять на санаторно-курортное лечение своих работников предпенсионного и пенсионного возраста. В этом случае возмещаемая сумма может увеличиться до 30% от страховых взносов.
Языком цифр
Ежегодно ФСС по РТ может предоставлять путёвки 6700 – 6800 получателям. В 2020 году на санаторно-курортное лечение региональное отделение выделило 162 млн руб. На 1 сентября заключили 39 госконтрактов на закупку 5500 путёвок гражданам льготной категории. Плюс проводятся конкурсные процедуры на закупку ещё 1580 санаторно-курортных путёвок.
От редакции. Все вопросы, поступившие на круглый стол от читателей «Аргементов и фактов-Казань», переданы в ФСС. Ответы будут опубликованы позже.
Куда обращаться за помощью
Горячая линия ФСС по РТ: (843) 216-00-19, почта: info@ro16.fss.ru