Примерное время чтения: 11 минут
591

Скатертью дорога. Какие преимущества даст новая скоростная трасса М-12

Считанные дни остались до запуска платной скоростной автодороги М-12 от Москвы до Казани - её открытие намечено на 20-е числа декабря. Что даст регионам новый транспортный коридор, который в 2024 г. продлят до Екатеринбурга и Тюмени, корреспондент «АиФ-Казань» узнала на международном архитектурно-строительном форуме «Казаныш» в столице Татарстана.

Соединяет север Москвы с востоком

М-12 - без преувеличения автодорожная стройка века. Заказчик проекта госкомпания «Автодор» называет запуск дороги первой технической категории протяжённостью 810 км рекордом. Ведь в истории отечественного дорожного строительства такого проекта еще не было никогда.

Плюсы новой автомагистрали очевидны - улучшение транспортной доступности (время в пути от Москвы до других городов сокращается в два раза), развитие туризма, экономики.

Основные характеристики трассы назвал руководитель проектного офиса М-12 госкомпании «Автодор» Виталий Шмаров.
Основные характеристики трассы назвал руководитель проектного офиса М-12 госкомпании «Автодор» Виталий Шмаров. Фото: АиФ/ Ольга Любимова

Новая автомагистраль успешно интегрирована в столичную дородную инфраструктуру. Открытый 8 сентября этого года Московский скоростной диаметр -  участок М-12 в черте столицы - по своим масштабам сопоставим с МКАД. Шестиполосный участок диаметра до М-12 начинается в районе станции метро «Лухмановская», пересекает ул. Покровская, Сочинская, Маресьева, проходит вдоль реки Пехорки и стыкуется с трассой М-12 Москва-Нижний Новгород-Казань.

 «Новая магистраль соединяет север Москвы с востоком, идёт в обход центра и позволяет сэкономить время, - пояснил заместитель начальника управления архитектурного совета комитета по архитектуре и градостроительству Москвы Сергей Глубокин. - Плюс это ещё и часть огромной магистрали, которая соединяет сейчас Казань и Санкт-Петербург. Существенно сокращается время поездки по маршруту от Казани до Санкт-Петербурга (1500 км) по новой дороге займёт 18 часов, не 22 - 23 часа, как сейчас».

А ещё трасса даст новый импульс развитию территорий. Так, Сергей Глубокин напомнил, что отрезок М-12 в черте столицы примыкает к довольно проблемному району Некрасовка. Проблемному потому, что там сохранились пережитки советского стиля застройки, когда возводилась исключительно монофункциональная жилая застройка, слабо обеспеченная какими-то другими функциями.

«Приход крупной магистрали в район Некрасовки позволил развивать эту территорию как многофункциональную, разместить там довольно серьёзные объёмы промышленности, технопарков, - отметил зам. начальника управления архитектурного совета комитета по архитектуре и градостроительству Москвы. - То есть трасса позволяет переломить функциональный перекос, изначально заложенный в этот район».

Второй регион после Москвы на пути М-12 - Владимирская область. Что даст ей близость к новой скоростной трассе?

Главный архитектор Владимирской области Валентина Землянская считает, что в первую очередь снизится напряжённость и основные потоки, которые проходят сквозь Владимирскую область по трассе М-7. Открытый контрольный участок [от Москвы до Владимира] уже сейчас очень востребован для объезда М-7.

«Двигаясь по М-12, можно быть уверенным, что за 2,5 часа доедешь из Владимира до Москвы, - сказала Валентина Землянская. -  По М-7 время в пути предугадать сложно - дорога может занять и четыре и шесть часов. Она достаточно насыщена, поэтому у нас периодически идут ремонтные работы, малые города на протяжении всего отрезка от Москвы до Нижнего Новгорода рассечены. Это очень плохо отражается на доступности исторических городов для туристов. Новая трасса позволяет развивать промышленные территории, при этом сохраняя исторические города, снимая нагрузку с внутригородских дорог и М-7».

Но главный архитектор Владимирской области видит и риски в запуске М-12:

«У трассы, можно сказать, две стороны медали. Мы переживаем отток трудовых ресурсов, потому что новая трасса позволяет динамично передвигаться из одной части региона к другой. При этом малые города могут быть обесточены, остаться без трудовых ресурсов. Это минус».

Избавит Казань от пробок?

Цифры, иллюстрирующие эффект трассы «Восток» для Татарстана, назвал на форуме мэр Казани Ильсур Метшин. Так, в среднесрочной перспективе, по оценкам экспертов, турпоток увеличится на 1 млн человек. Для сравнения - за 10 месяцев 2023 г. в республике побывало 3,7 млн туристов). 

«Уже сегодня можно говорить о положительном кумулятивном эффекте, который окажет новая дорога на экономику Татарстана. В частности, на 15-20 тысяч возрастет количество рабочих мест в смежных отраслях», - отметил Ильсур Метшин.  

М-12 мост через Волгу
М-12 мост через Волгу Фото: АиФ

Ещё один плюс - новые возможности развития южной части Казани. Поэтому первый заместитель директора Института пространственного планирования РТ Максим Викулин назвал появление М-12 и нового моста через Волгу глобальным сдвигом всей географии. Весь фокус активности, внимания смещается в южную зону, которая имеет колоссальные перспективы по развитию, жилищному строительству, инвестиционным проектам.

Но М-12 изменит не только Казань. По словам Максима Викулина, в 2024 г. начнётся разработка мастер-плана Камской агломерации, куда входят Набережные Челны, Нижнекамск, Елабуга. Так, Нижнекамск получит огромный импульс для развития, сократится время до других городов.

По мнению первого заместителя директора Института пространственного планирования РТ, стоимость проезда (СМИ писали, что от Москвы до Казани может быть примерно 6 тыс. рублей. - Авт.) на востребованность трассы не повлияет:   

«Например, на трассе М-11 до Санкт-Петербурга поток с каждым годом только растёт, несмотря на стоимость. В любом случае скоростная трасса - это удобство, скорость, экономия ресурсов, топлива», - считает Максим Викулин.

Одной из главных задач сейчас он называет проработку связи транспортной сети Казани с развязками на М-12: «Важно максимально эффективно и удобно увязать всю логистику, которая появляется в этой зоне».

Об особой значимости транспортной темы для Казани стало понятно также из мастер-плана развития Казанской агломерации до 2050 г. Его представил на форуме «Казаныш» директор Института пространственного планирования Татарстана Олег Григорьев.

Архитекторы выяснили, что ежедневно в Казань из близлежащих районов въезжают 88 тысяч человек. Утренние миграции, пробки на каждом въезде в город достаточно велики и довольно сильно досаждают казанцам. Значит, надо найти идеальное размещение, идеальный баланс мест приложения труда и мест проживания -  разместить то и другое таким образом, чтобы купировать маятниковую миграцию, чтобы большая часть населения не стояла в пробках.

«При сегодняшнем проценте использования личного транспорта даже максимальное развитие дорожной сети не спасает, - признал Олег Григорьев. - Поэтому мастер-план предполагает развитие автодорог и всех видов наземного транспорта в целом, а также метрополитена».

Архитектор дал понять, что Казани не избежать участи всех больших городов - снижения процента использования личного транспорта, введения на большинстве магистралей выделенных полос, ужесточения правил въезда в город.

Фото: «Автодор - Платные дороги»

«Развязки постарались разместить там, где это экономически обосновано, где «виден рост трафика» — как правило, на пересечении М-12 с региональными и другими федеральными дорогами, - пояснил руководитель проектного офиса М-12 госкомпании «Автодор» Виталий Шмаров. - Не секрет, что, если участить количество съездов, это может нанести ущерб безопасности дорожного движения. Если мы будем видеть спрос со стороны регионов, можно будет вернуться к этой работе».

Не все об этом говорят, но все думают

По словам начальника департамента архитектуры и градостроительства администрации Екатеринбурга Руслана Габдрахманова, продление М-12 до его города не стало  сюрпризом для жителей. Ведь в документы территориального планирования дорога закладывалась с 2000 г., на тот момент она называлась Москва - Пекин.Эту трассу учитывали во всей документации по развитию региона.

Сейчас в планах - строительство дополнительных дорог, которые свяжут места приложения труда, а также развитие логистики. В прошлом году в Екатеринбурге появился огромный транспортно-логистический центр, который через несколько лет выйдет на 10 млн тонн в год. Плюс заложен ещё один ТЛЦ. Это образует сеть, которая должна быть связана дорогами регионального значения.

 «Есть ещё один связанный с М-12 аспект, о котором все думают, но мало кто говорит - конкуренция за человеческий потенциал, - отметил Руслан Габдрахманов. - Люди могут мигрировать из одного города в другой. Это вызов для властей городов, которые находятся непосредственно на трассе - каким образом развиваться, чтобы люди стремились переехать именно в твой город. Думаю, что в этой борьбе у нас есть преимущества, и мы будем ими пользоваться».

Приток мигрантов уже чувствуют и в Тюмени, куда М-12 должна прийти в 2024 г. В этом городе население за последние 10 лет выросло на 200 тыс. человек - до 856 тыс.

«Это как естественный прирост, так и миграционный, - пояснил директор департамента земельных отношений и градостроительства администрации Тюмени Дмитрий Иванов и назвал перспективы входа Тюменской области в мегапроект М-12. - Тюменская кольцевая дорога уже не справляется с потоком транспорта, поэтому разрабатывается проект строительства второго «кольца» вокруг Тюмени - южного обхода. Он соединит трассу Тюмень - Екатеринбург (по сути, сегодня это уже трасса М-12), а дальше развязками трассу Тюмень - Курган - дорогу в Среднюю Азию. Соединит также трассу Тюмень - Омск и дальше Дальний Восток».

«Очевидно, что жизнь до трассы и после будет совершенно другой, - резюмировала главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина. - И нам всем надо будет очень крепко подумать о сохранении своей идентичности, потому что связанность городов резко увеличится. Турпотоки, потоки трудовой миграции изменятся. Как сделать так, чтобы максимально этим пользоваться, а с другой стороны - сохранить самость, самобытность каждого города? Это очень интересная задача для нас всех».

КСТАТИ

М-12 пройдёт по территории Московской, Владимирской и Нижегородской областей, Чувашии и Татарстана. В Татарстане - по территории Апастовского, Верхнеуслонского, Камско-Устьинского, Лаишевского и Пестречинского районов. На пересечении с основными транспортными магистралями Татарстана построят шесть транспортных развязок. Откроют шесть новых многофункциональных зон с игровыми и спортивными площадками, фудкортами, другой инфраструктурой. 

Разрешённый скоростной режим на трассе - 110 км. Трассу позиционируют как скоростную и при этом безопасную. Ведь это автодорога с высоким качеством покрытия. Безопасность дорожного движения повышается ещё и потому, что разгружаются уже существующие дороги. Тем не менее, в кулуарах форума «Казаныш» говорили о вероятности аварий из-за монотонности трассы. Из-за неё особенно в ночное время снижается бдительность автомобилистов. Возможно, избежать этого поможет установка баннеров, панелей с информацией о том или ином регионе.  

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах