Примерное время чтения: 5 минут
569

Сижу, автобус жду! За что татарстанцы ругают общественный транспорт

Нижнекамцы жалуются, что автобусы не приходят целый час.
Нижнекамцы жалуются, что автобусы не приходят целый час. / Рамзия Курмашова / Из личного архива

Гневное письмо от жителей Нижнекамска пришло в «АиФ - Казань». Люди жалуются на «отвратительную работу общественного транспорта». Между тем им недовольны и жители Челнов, Альметьевска, даже Казани.

Единая сеть поможет?

«Пожилые люди, построившие Нижнекамск, вынуждены, не дождавшись автобуса, свою маленькую пенсию тратить на такси или идти пешком! – возмущается Рамзия Курмашова. – Моя мама Нурия Шайхазамановна, которой 81 год, прождав больше часа автобус № 5, пошла к правнучке пешком, делая перерывы на отдых. После 19.00 автобусы вовсе не ходят. Маршруты неудобные: в небольшом компактном городе, чтобы попасть в нужный район, приходится ехать с пересадкой. Обращения к городским чиновникам остаются безрезультатными, нам отвечают, что содержать общественный транспорт городу невыгодно».

В исполкоме города проблему признают. 26 августа представили экспертное решение по улучшению работы общественного транспорта, подготовленное НИИ транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга. То есть в городе неф­техимиков объявили о старте транспортной реформы. Её суть – в объединении городских и вахтовых маршрутов в одну муниципальную сеть.

«В нашем городе 46 % всех пассажирских перевозок – вахтовые, – уточняет замруководителя исполкома Нижнекамска Ленар Ахметов. – По коллективным договорам наших предприятий, работники должны бесплатно добираться до рабочего места. Поэтому организованы вахты, их оплачивают предприятия. Сейчас только шесть предприятий тратят на это 570 млн руб. в год. Единая сеть будет выгодна не только горожанам. Предприятия сэкономят более 200 млн руб., ведь проездные по регулируемым тарифам, которые они купят работникам, не облагаются НДС. И работник с этим проездным будет ездить не только до промзоны, но и по всему городу. Сейчас вахтовые и городские автобусы дублируют друг друга. Поэтому НИИ предлагает сократить подвижной состав общественного транспорта с 300 до 151 единицы».

В Нижнекамске провести транспортную реформу обещают в первом квартале 2021 года. А в Набережных Челнах о ней заговорили в 2014 году, когда МУП «Электротранспорт» получил в лизинг автобусы «Нефаз». В феврале 2020 года горожан огорошили известием об уходе их с маршрутов. МУП накопил 700 млн руб. долгов по лизинговым платежам и сервисному обслуживанию. Суд решил, что лизинговая компания «КамАЗ» вправе автобусы отозвать.

«Мы свою недоработку признаём. Не согласны с ситуацией, когда на шесть маршрутов большой вместимости пришли малые автобусы, – говорит мэр автограда Наиль Магдеев. – Проблема с автобусами большой вместимости будет решена».

Город с февраля ведёт переговоры с финансовыми организациями по вопросу кредитования, а также прорабатываются варианты участия в республиканских и федеральных программах по приобретению автобусов. А челнинцы тем временем ездят на трамваях и «газелях».

«Особенно мамы с колясками, дачники просят большие автобусы, – говорят люди. – Проблема № 1 – добраться до дома после 20.00. Радует, что хорошо работают трамваи, и обещают пополнение из Москвы – ещё десять «рогатых».

С авто на автобусы

Убыточный общественный транспорт есть даже в столице нефтяников Альметьевске. Из-за этого весной 2020 года автобусы там встали на четыре месяца. Горожане ездили на троллейбусах, маршруты которых охватывают не весь город.

«Подрядчик, обеспечивающий автобусные перевозки, разорвал с нами контракт в одностороннем порядке, – признал в июне глава города Тимур Нагуманов. – При этом в бюджете у нас сегодня денег нет, чтобы компенсировать ему затраты». В начале августа автобусное движение в столице нефтяников возобновили. По информации «АиФ - Казань», после того как город получил помощь от руководства республики.

Казанцы говорят, что общественный транспорт ходит аккуратно. Приоритетный проезд автобусов обеспечивают выделенные полосы, адаптивная система управления дорожным движением. Есть только одна проблема – дорогой проезд. Если в других городах РТ на протяжении многих лет платят 22 руб., то в столице РТ стоимость повышают часто. В феврале 2019 года её подняли с 25 до 27 руб., с начала 2020 года– до 30 руб. И при этом казанские перевозчики тоже не один год твердят об убыточности своего бизнеса! Жалуются, что перевозку льготников (а их 36 %) бюджет компенсирует лишь частично – вместо 27 руб. дают 18 руб.

Завкафедрой градостроительства и планировки КГАСУ Александр Дембич считает, что во многих городах России есть проблемы с общественным транспортом.Говорит, что пора разрабатывать комплексные многоплановые решения. Так, чтобы люди не жаловались на дорогой проезд, эксперт предлагает переходить на систему единого билета. Чтобы при пересадке с одного вида транспорта на другой не приходилось доплачивать.

«Автомобилей становится всё больше,  многие татарстанцы перестали пользоваться общественным транспортом – всюду ездят на машинах, – отмечает Александр Дембич. – Это не только увеличивает объём бензиновых выхлопов, но и перегружает магистрали. В мировой же практике, наоборот, стараются минимизировать использование индивидуальных машин в городе, переходить на общественный транспорт. Иначе как он будет развиваться? Вводят и платный проезд на легковых авто, жёсткое регламентирование стоянок. В Казани понемногу начинают это внедрять… Но морально люди к этому ещё не готовы. Нужна серьёзная работа, ведь именно общественный транспорт превращает город в единое целое. Без него наступит коллапс».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах