aif.ru counter
4151

Где тариф «Студенческий»? На сколько и почему подорожает проезд в Казани

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. АиФ-Татарстан 23/01/2019
Руслан Ишмухаметов / АиФ

В конце января - начале февраля в Казани может начать действовать новый тариф на проезд в общественном транспорте. При оплате наличными билет может подорожать до 27 рублей (было 25 рублей). Изменится и стоимость проезда по транспортной карте – максимум до 25 рублей (было 23 рубля), подорожают проездные. Почему растёт плата за проезд и на чьих кошельках это отразится, рассказывает «АиФ-Казань».

24 января в мэрии Казани официально заявили, что с 3 февраля проезд в общественном транспорте подорожает до 27 рублей.

Обоснуйте затраты!

Предельный размер платы за проезд в 27 рублей для пассажиров общественного транспорта Госкомитет РТ по тарифам установил ещё в конце декабря. Новые тарифы вступят в силу через 10 дней после публикации постановления на сайте минюста РТ. На момент написания материала документ ещё не опубликовали.

«Тарифы рассчитаны в соответствии с экономически обоснованными затратами перевозчиков и обеспечивают их безубыточную деятельность, - уточнили в пресс-службе Госкомитета РТ по тарифам. – Мы устанавливаем только предельные максимальные значения тарифов. Исполком и перевозчики могут установить меньшую стоимость». Расценки для пассажиров пересмотрели по инициативе перевозчиков и исполкома Казани. При этом Госкомитет исключил из предложения заявителей 2,3 (!) млрд руб. необоснованных затрат.

Напомним, в октябре 2018 года перевозчики Казани подали документы в Госкомитет РТ по тарифам с просьбой пересмотреть существующую плату за проезд. Вместо 25 рублей они просили о плате в 33 рубля за одну поездку. Тогда экс-глава Госкомитета РТ по тарифам Марат Зарипов пообещал проверить «каждую копейку» и не допустить перекладывания ненужных расходов на плечи населения.

Через два месяца, после того как перевозчики подняли вопрос о повышении цен за проезд, мэр Казани Ильсур Метшин на предновогодней встрече в Казанской Ратуше сообщил, что повышение тарифов за проезд неизбежно. «Тариф не повышался три года, за это время выросли цены на горюче-смазочные материалы, зарплаты. У нас не хватает 250 водителей, а 520 человек приехали из дальнего зарубежья. И хотя есть господдержка из городского и республиканского бюджетов, повышение неизбежно», - отметил мэр.

В декабре исполком Казани предложил поднять тариф до 28 рублей. В пресс-службе мэрии «АиФ-Казань» сообщили, что перевозчики несут убытки: за два года на 27% подорожало дизтопливо, выросли цены на запчасти и «коммуналку», да и инфляция составила 11,4%. Перевозчики взяли в лизинг 246 автобусов и до конца года получат ещё 104 автобуса на газе (половину стоимости оплатил бюджет РТ. – Прим. ред.).

На заседании в Госкомитете РТ по тарифам упомянули, что в 2018 году перевозчики ушли в минус больше чем на миллиард рублей. «Основная причина просьбы поднять плату – рост цен на запчасти. Одно колесо в 2013 году стоило в районе 9000 рублей, а сейчас – около 14 тысяч. Также у нас проблема с кадрами. Людей не устраивает низкая зарплата», - комментирует «АиФ-Казань» замруководителя КПАТП-9 Дмитрий Анисимов. С 2019 года по закону РФ транспорт нужно будет оснастить тахографами (следят за скоростью, режимом отдыха водителей) - а это дополнительные затраты.

 

Грант вместо льгот?

С 1 февраля самый дешёвый проездной на все виды транспорта будет стоить не 750, а 1800 рублей. Количество поездок вырастет вдвое – с 50 до 100, но каждая из них подорожает с 15 до 18 рублей.

Все электронные проездные стали безлимитными. Теперь транспортная карта на все виды общественного транспорта (в том числе 50 поездок на метро) будет стоить 2500 рублей. Неограниченный проездной на автобусные маршруты – 2300 рублей. Безлимитная карта на наземный электротранспорт – 1600 рублей. Проездной билет на один вид наземного электротранспорта - трамвай или троллейбус – обойдётся в 1500 рублей, а на один маршрут автобуса – в 1300 рублей.

В управляющей компании «Транспортная карта» уточнили, что вопросами изменения тарифов на электронные проездные занимается Госкомитет РТ по тарифам, а компания «всего лишь исполнитель».

Проездным за 750 рублей пользовались студенты. Они создали онлайн-петицию на имя президента РТ Рустама Минниханова на сайте Change.org с просьбой ввести студенческий проездной билет. «Во многих городах России существуют транспортные льготы для студентов. Они есть в Москве, Санкт-Петербурге, Омске, Самаре и многих других крупных городах нашей страны, - сказано в петиции. - Казань часто называют столицей студенчества, однако возможности пользоваться общественным транспортом на льготных условиях у студентов Казани нет».

Создатели документа также отмечают, что ранее в Казани существовал выгодный тариф на городском транспорте – 50 поездок за 750 рублей, который позволял существенно сэкономить на передвижении по городу.

В Казани 37% пассажиров общественного транспорта – льготники. В их число хотят попасть и студенты. На момент написания статьи их петицию подписали более 27,5 тыс. человек.

«Негативную реакцию у студентов вызвала именно информация об отмене проездного на 50 поездок за 750 руб. Так как это был студенческий и самый социальный тариф и без него будет действительно тяжело, - отмечает создатель петиции, студент Максим Мухаметзянов. - Я знаю ребят, которые по 3500-4000 руб. тратят в месяц только на еду. А с нововведениями нагрузка на студенческий бюджет выросла».

Созданием петиции студенты не ограничились, они развернули целую кампанию для разрешения назревшего вопроса. Кроме того, проблемой занялось министерство молодежи Татарстана. Идею внедрения транспортных льгот для учащихся вузов поддержала Лига студентов РТ.

«В министерстве молодежи наш вопрос рассматривают буквально под микроскопом, его услышали и о нем говорят. Мы предоставили министерству опыт других городов, упомянутых в петиции. Но все упирается в деньги. Ведь на реализацию проекта нужны существенные суммы. Поэтому пока конкретного решения по нашему обращению нет. В минмолодежи будут рассчитывать необходимые ресурсы и возможности», - говорит Максим Мухаметзянов.

Студентам предложили присмотреться к транспортному гранту, который могут получить активные студенты. Это 1000 рублей месяц на компенсацию денежных расходов. Грант существует с 2010 года, его ежегодно получают 6000 студентов в РТ.

«Пока в Казани был проездной на 50 поездок за 750 руб., ситуация с льготным проездным для студентов была не такой острой, - прокомментировал вопрос внедрения проездных билетов для студентов министр молодёжи РТ Дамир Фаттахов в аккаунте в сети «Инстаграм». - А сейчас, когда планируется пересмотреть тарифы на проезд, это, конечно, отразится на студентах».

Где ещё дорожает проезд?

Напомним, в 2016 году, когда перевозчики попросили поднять тариф на проезд в общественном транспорте с 20 до 25 рублей, жители Казани вышли на митинги на площади Тукая у памятника Вахитову. Аргументы у перевозчиков были такие же – повышение цен на топливо, запчасти и электроэнергию.

Жители других городов в последние годы тоже не раз встречали информацию о повышении платы за проезд в штыки. К примеру, в июне 2018 года жители Архангельска вышли на митинг и разместили в Интернете протест, собравший тысячи подписей против повышения стоимости проезда в автобусе на 5 рублей. Аргументация у властей города была стандартная: дорожают запчасти и топливо, нужно менять «пазики» на новые и более комфортные автобусы. Однако жителей города эти аргументы не убедили. Они вспомнили как в 2015 году, когда цены на проезд тоже выросли, доводы были те же, но, кроме цены, мало что изменилось.

Похожая история случилась в Сыктывкаре. В 2017 году местный перевозчик боролся за повышение тарифа с 20 до 24 рублей, включив в него расходы на обновление автопарка и остановок. Однако план инвестиций был сорван и, чтобы не упасть в грязь лицом, власти временно вернули плату за проезд на прежний уровень – 20 рублей, но затем все-таки установили тариф в 23 рубля.

Жители Сургута вообще пересели зимой на велосипеды. А все из-за того, что стоимость проезда на некоторые маршруты общественного транспорта с 21 декабря 2018 года поднялась до 40-50 рублей. Причиной тому стала отмена субсидирования немуниципальных маршрутов в экономической столице Югры. А именно, из 22 маршрутов только девять остались муниципальными.

По мнению Ильсура Метшина, сравнивать Казань с другими городами некорректно. В качестве примера он привел Самару, где ездят на старых казанских автобусах, при том, что частные маршрутки не обслуживают льготников. Так из 1100 автобусов льготников в Самаре перевозят только 470 автобусов. В Казани же больше трети пассажиров общественного транспорта (37%) - льготники, которые платят меньшую сумму за проезд, но при этом могут пользоваться всеми видами транспорта.

Оставить комментарий (0)
Loading...

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 7 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество