Место в небе
Величайшее разрешение на постройку мечети дала сама Екатерина Великая в 1767 году.
«Проезжая мимо Татарской слободы (ныне Старо-Татарская слобода. - Прим. ред.), императрица отметила красоту и богатство здешних домов, - рассказывает Мансур хазрат Джалялетдин, имам-хатыйб мечети Марджани, имам-мухтасиб Казани. - Спросив жителей, чего же им не хватает, государыня получила ответ - мечети. Указ о её возведении она подписала лично».
Средства на строительство культового здания пожертвовали сами прихожане - 62 человека собрали пять тысяч рублей, по тем временам большие деньги. Мечеть построили за три года - в 1770-м году.
Любопытные факты о строительстве мечети приводит выдающийся татарский просветитель Каюм Насыри. В своём очерке «Мечети Казани» он пишет: «Когда дело дошло до возведения минарета, городские власти, обеспокоенные его высотой, написали Екатерине Второй:
«Ты хоть и дала мусульманам разрешение на строительство мечетей, но они строят очень высоко».
На это царица ответила, что определила им место на земле, а в небо они вольны подниматься по своему усмотрению, потому что небо не входит в её владения».
Мечеть Марджани трижды переименовывали. Первоначальное «Байлар мэчете» («Эфенди», что значит «Господская») сменилось на «Юнусовскую» в честь известной в то время династии купцов Юнусовых, проживавших в махалле (квартал с жителями, осуществляющими местное самоуправление. - Прим. ред.) и помогавших строить мечеть. Сейчас мечеть носит имя имама-мухтасиба Шигабутдина Марджани, служившего в ней в 1850-1889 годах.
Во все времена мечеть была маяком для мусульман-татар.
«Из уст в уста передаются рассказы о том, как во времена Великой Отечественной войны отсюда, прямо как от военкоматов, уходили на фронт мужчины, - говорит Мансур хазрат. - Приходили помолиться Всевышнему перед возможной смертью».
Первая соборная мечеть Казани, первая каменная, появившаяся после взятия города Иваном Грозным, привлекала внимание мусульман и за рубежом.
«По радио в мусульманских странах во времена СССР часто передавали новости из Казани, - вспоминает Мансур хазрат. - На аль-Марджани всегда равнялись, в каком-то смысле мечеть была законодательницей мод - как держать уразу, как соблюдать фетвы, законы шариата».
В мечети работали самые известные богословы, бывшие учителями многих татарстанских муфтиев.
«Во время пятничных намазов мечеть всегда полна прихожан, -
говорит Мансур хазрат. - В праздники верующих так много, что им приходится стоять на улице».
Борьба за знания
Не менее интересная история у медресе «Марджания», которое находится рядом с мечетью. В разные годы его выходцами были поэт Абрар Сагиди, композитор Салих Сайдашев, большевик Хусаин Ямашев. Именно здесь начал свою педагогическую деятельность учёный и просветитель Шигабутдин Марджани. Он стал реформатором учебного процесса в казанских медресе и первым ввёл в расписание светские предметы - математику, геометрию, астрономию, историю.
Постепенно медресе превратилось в одно из самых крупных в мусульманской России, ежегодно здесь получали образование 120 шакирдов. Взгляды Марджани не пришлись по вкусу некоторым представителям казанского духовенства, в том числе неофициальному лидеру - богатейшему купцу Ибрагиму Юнусову. Между ними началось противостояние. Когда Юнусов отказал Марджани в средствах на строительство нового здания медресе, чтобы вместить всех шакирдов, прихожане мечети заняли сторону реформатора. Кирпичное двухэтажное здание построили на общественные деньги. Юнусов вместе с братом, тоже купцом, построили свое здание медресе (сейчас ул. Ф. Карима, 6). Между Марджани и Юнусовыми началась борьба за шакирдов.
Вот что писал в своих воспоминаниях сам Шигабутдин Марджани: «Было несколько попыток поджечь медресе, но всякий раз его удавалось сберечь. И, наконец, в 1875 году, когда весь народ был на намазе в мечети, его всё-таки сожгли. В огне погибло множество книг…». Сильно пострадавшее здание отремонтировали, и в 1880 году выстроили новое здание. Отреставрированное медресе существует и по сей день.