Госсовет Татарстана одобрил концепцию реформирования органов местного самоуправления, предложенную в Госдуме РФ. Если федеральный законопроект будет принят, жизнь районов может существенно поменяться. Чего ждать татарстанцам, выясняли «АиФ-Казань».
Вместо тысячи МО – 45
Законопроект о местном самоуправлении сейчас буквально у всех на устах, отмечают в пресс-службе Ассоциации «Совет муниципальных образований РТ». И неудивительно, ведь он имеет огромное значение для будущего муниципалитетов.
Одно из главных изменений – то, что все поселения, по планам, будут объединены в городские или муниципальные округа в границах нынешних районов. Благодаря этому в Татарстане вместо 956 муниципальных образований (в том числе 872 в сельских поселениях) останется, скорее всего, 45, среди которых два города – Казань и Набережные Челны и 43 района. Структура муниципальной власти станет одноуровневой, так как сельсоветы будут упразднены, а вместо них появятся старосты, которые будут работать не за зарплату, как главы поселений, а на общественных началах.
Авторы реформы заявляют, что это уменьшит бюрократию, ведь чем меньше ступеней власти, тем меньше у чиновников возможность перекладывать ответственность друг на друга. Мосты, дороги, трубопроводы будут быстрее ремонтироваться. Но есть и опасения.
Старенькая бабушка не наездится со своими проблемами в район, просто махнёт рукой. Значит, власть ещё больше отдалится от людей и их насущных вопросов. И какого числа людей – в селах и деревнях РТ живет больше миллиона человек.
«Село начнёт пустеть еще интенсивнее, — считает Камияр Байтемиров. –За последние 20 лет в город и так уехали более 100 тысяч жителей села, это население почти пяти районов РТ. Причем уезжают выпускники школ и трудоспособное население. А раз некому работать, «пустое место», например, в фермерских хозяйствах, будет еще активнее заполняться мигрантами – с другой культурой, менталитетом».
«А я в сельсовет обращаюсь раз в год, за справкой, что содержу телёнка, овец. Документ нужен, чтобы сдать потом их скупщикам скота на мясо, – отмечает житель Кукморского района Ренат Зайнуллин. –Под Новый год ещё жена приходит в сельсовет получать подарки для внуков. Ну и что, что сельсовет закроется?»
«То, что нынешние районы, по-видимому, не будут самостоятельны в распоряжении своими средствами, больших перемен в жизнь граждан не принесёт, – считает доцент кафедры политологии КФУ, к. п. н. Виктор Сидоров. – У районов давняя проблема – недостаточность финансирования муниципальных образований и низкие доходы. Раз обязательства большие, а денег нет, вопрос, упрощённо говоря, можно решить двумя путями – дать денег или забрать полномочия. Федеральные законодатели хотят пойти вторым путём. Этот процесс укладывается в общую политику централизации власти».
Перенимают опыт
«Оценки реформе даются разные, и в муниципальном сообществе ведётся активная подготовка предложений по законопроекту, – рассказывают в пресс-службе Ассоциации «Совет муниципальных образований РТ». – В очередной раз парламентарии РТ будут обсуждать поправки в ближайшие дни на заседании Госсовета. Поскольку в отдельных субъектах РФ укрупнение муниципальных образований уже опробовано на практике, в 2022 году ассоциация делегировала рабочие группы в регионы-первопроходцы».
«Надо помнить, что местное самоуправление – самая близкая к людям власть, – акцентирует внимание председатель Совета муниципальных образований Татарстана Экзам Губайдуллин. – Это важно сохранить. Основная задача нового законопроекта – усовершенствовать органы управления, чтобы они были дееспособными, эффективными, могли решать земные вопросы, которые волнуют людей. Сейчас важно донести наши пожелания, которые были бы полезны и нашей республике, и другим субъектам России».
«Поскольку планируемая реформа органов местного самоуправления встревожила жителей села, фермеров, я подготовил письмо для рабочей группы Госсовета, – сообщил Камияр Байтемиров. – Надеюсь, мы в республике сможем донести свои предложения до федеральных парламентариев. Реформы должны быть направлены на пользу для граждан, а не на удобство тех, кто сидит в кабинетах».
А что думаете вы, уважаемые читатели? Ждём ответов по тел. 8904-663-13-22.
МНЕНИЕ
Политолог, д. п. н., профессор КФУ Сергей Сергеев:
«Первый вопрос, который возникает: не окажутся ли жители деревень и сёл с упразднением сельсоветов «позабыты-позаброшены»? Ведь даже добывание справки может превратиться в утомительное приключение. Вопрос не праздный: в России в сёлах и деревнях с населением менее тысячи живёт около 17 миллионов человек.
Сторонники реформы успокаивают, что при одноуровневой системе местного самоуправления разрыв между властью и населением не возрастает, а управляемость территорией, наоборот, увеличивается. Мол, опыт Пермского края говорит о том, что ещё и достигается экономия – за счёт снижения управленческих расходов, поскольку сокращается число муниципальных служащих и депутатов. Но как быть с контрпримерами, основанными на опыте европейских стран и некоторых регионов России, что такие укрупнения дают крайне скромный и недолговечный экономический эффект, зато могут усложнять жизнь жителям сёл и деревень?
Поэтому нужно обратить внимание на неочевидный контекст реформы – политический. Резко уменьшается количество депутатов местного самоуправления. Чем меньше депутатов – тем меньше среди них тех, чьё мнение идёт вразрез с «генеральной линией», тем лучше управляемы местные депутаты. Повлияют эти перемены и на выборы глав регионов. Если сократится число депутатов на уровне поселений, то должно измениться и количество подписей, которые требуются кандидатам на высший пост в регионе, чтобы быть зарегистрированными».