873

QR-стресс. Репортаж из Казани, где ввели пропускную систему в транспорте

Большинство пассажиров городского транспорта в Казани встретили новую пропускную систему с пониманием.
Большинство пассажиров городского транспорта в Казани встретили новую пропускную систему с пониманием. / Венера Вольская / Из архива

Татарстан первым из регионов страны ввел QR-коды в транспорте. Новые ограничения начали действовать с 22 ноября. В репортаже «АиФ-Казань» – как прошёл первый транспортный день по новым правилам в столице республики. 

Выявить «бескуарного» 

На самой оживленной остановке казанского посёлка Юдино непривычно мало горожан. Мало людей и в салоне автобуса, едущего по протяжённому маршруту 72 от остановки Профилакторий в Кировском районе Казани через озеро Лебяжье до ост. Техническая в Приволжском.

«В это время пенсионеры уже ехали на Колхозный рынок за покупками, а тут гражданам старше 60 лет приостановили  действие социальных проездных, вот и меньше народу», – комментирует кондуктор 72 маршрута, не пожелавшая назвать имя, так как ей «славы не нужно».

У непривитых граждан старше 60 лет в Татарстане с этого понедельника приостановили действие проездных, в том числе социальных. 

По статистике, основная часть коек в ковидных отделениях заняты людьми как раз за 60+.  85% смертельных случаев также приходится на них.  А привито в Татарстане всего 49% граждан этого возраста.

«Транспорт – зона, где можно заразиться быстрее всего, – считает президент РТ Рустам Минниханов. –  Люди неоднозначно относятся к нововведениям, но других вариантов нет». 

С 22 ноября в РТ новшество коснулись не только пассажиров 60+. Татарстан раньше всех в стране ввёл ограничения на транспорте.

Всем, кому есть 18 – вход только по QR-кодам, которые выдаются после прохождения вакцинации от коронавируса (срок действия – год) или тем, кто переболел в последние 6 мес. (куар-коды действительны в течение полугода).

Ещё одна бумага, открывающая двери автобусов и троллейбусов – справка о медотводе от прививки. Проверять наличие документов должны кондукторы.

Билеты на автовокзалах, автостанциях на регулярные междугородные перевозки тоже продаются только по QR-кодам (кроме межрегиональных маршрутов  и ЖД-транспорта).

По словам президента РТ Рустама Минниханова, такие меры вызваны непростой эпидобстановкой в РТ. Достигнут рекорд по уровню смертности от коронавирусной инфекции в сутки: по данным Минздрава республики, 21 ноября зарегистрировано 13 летальных исходов. 

На наличие куар-кодов пассажиров в столице Татарстана проверяли  с раннего утра.

Уже к 7.30 из трамваев, троллейбусов и метро высадили свыше 500 человек,  у которых не оказалось сертификатов о вакцинации (по данным ассоциации перевозчиков РТ). А к концу дня - около 1500. 

«Бескуарные» граждане метнулись к таксистам. Цены на проезд утром, в итоге, ожидаемо подскочили в 2-3 раза, отмечают казанцы в соцсетях. А ведь в татарстанском подразделении ФАС России обещали отслеживать необоснованное повышение цен. К обеду цены снизились, а вечером снова пошли в рост.

 Но некоторые казанцы нашли выход.

 «Группа нашего посёлка в мессенджере со вчерашнего дня гудит – люди распределяются по машинам, – рассказывает жительница Осиново Дарья Ходик. – Автовладельцы подвозят своих соседей. Хоть какой-то выход для тех, кто ещё не успел привиться».

В автобусе, в который сажусь я, пассажиры настроены спокойно и философски: молча протягивают кто телефон с матричным кодом на экране, кто заботливо упакованную в целлофан распечатку с квадратом кода.

Удостоверяющие личность документы никто из сумок не достаёт – этого не требовали ни в одном из автобусов, в которых я была.

«Ой, я уже запуталась – то ли взяла за проезд, то ли нет, голова кругом,  – ворчит кондуктор. – Нам раздали новые телефоны, но они «плюшевые», сканируют код плохо. Поэтому я этот смартфон убрала и сканирую своим телефоном. Но все равно долго получается – во время движения не сразу попадаю в нужное поле».

Она рассказывает, что у многих кондукторов нервы сдали уже до введения новых антиковидных мер. Кто-то взял отгулы, кто-то «вдруг» ушёл на больничный. Новый пропускной режим в транспорте, основная нагрузка по обеспечению которого легла на плечи работников транспорта, был принят ими с тревогой.

«Практики нет, а план выполнять надо, – рассказывает кондуктор Раиля Мутыгулина. – И ещё выслушивать оскорбления от недовольных пассажиров. В итоге некоторые кондукторы, знаю, закрывают глаза на пассажиров без сертификатов,  не хотят, чтобы падала выручка. Другие не проверяют документы, хотя это надо делать при предъявлении бумажного варианта».

Но сама она делает все, чтобы «бескуарный» пассажир не проскочил. Слишком жёсткое наказание для кондуктора  – до 50 тыс рублей.

«Я хочу обратиться к недобросовестным гражданам, – устало говорит кондуктор. – Если вы  смогли проехать в одном автобусе, это не значит, что вас в другом не поймают – уже надзорные органы. А ведь штраф за это большой – до 30 тысяч. Накажут и вас, и нас. Не подводите!»

Если Роспотребнадзор  по РТ начнёт штрафовать работников транспорта, это будет несправедливо, считает она.

«Нас и так, как пехоту, бросили в бой. Мой маршрут спокойный, а вот на некоторых, таких как №45, 46, там настоящий аврал, кондукторам тяжело, особенно тем, кто из ближнего зарубежья, – разводит руками она. – Пассажиры могут быть невыдержанными. А иногда водитель с характером и просто не будет ждать, пока кондуктор высадит нерадивого гражданина.  Но мы пока крепимся – главное, первые три дня пережить, а потом будем делать выводы».

«Кондукторы должны чувствовать защиту»

Пассажиры относятся к новшеству по-разному, есть недовольные. 

«Наверное, лучше бы было весной и летом всех вакцинировать, не доводя ситуацию до таких вот крайних мер?  И зачем нужно было сразу вводить такие большие штрафы? Не все смогли подготовиться к новой системе», – говорит пассажир 46-го маршрута Андрей Мусихин.

«Стояла на остановке, держа в руках сертификат о вакцинации, паспорт и банковскую карту. Потом с тем же самым «веером» в автобусе. Боялась потерять документы, да и неудобно, – отмечает его соседка по автобусу Сария Гайфуллина. – Но я  понимаю, что это способ снизить риск заражения, защитить людей от инфекции в транспорте и подстегнуть вакцинацию».

Мне попались рассудительные попутчики, но не всем так повезло. Уже к концу рабочего дня забрали в полицию двух буйных пассажиров наземного электротранспорта и трёх – подземного.

В день введения куар-кодов в автобусном маршруте №31 один из пассажиров брызнул в лицо кондуктору перцовым баллончиком. А днём ранее агрессивный мужчина в ответ на просьбу заплатить ударил в нос кондуктора 43-го маршрута. По её рассказу, водитель бросился в погоню за дебоширом,  но тот успел убежать. Женщине в горбольнице №7 Казани наложили швы  на лицо и подтвердили перелом носа.

«Поступают угрозы даже в адрес руководителей автотранспортных предприятий, – отмечает глава ассоциации АТП РТ Сергей Темляков. – Поэтому мы попросили МВД разработать алгоритм защиты наших сотрудников».

По его словам, они  должны чувствовать защиту правоохранительных органов.

«Перевозчики не принимали решение о введении QR-кодов в общественном транспорте, они лишь выполняют постановление Правительства РТ. Не вымещайте злость на работниках общественного транспорта! В конфликтных ситуациях звоните на горячую линию комитета по транспорту Казани (843) 275-30-50 или оставляйте обращение в официальной группе ассоциации vk.com/atprt», – от имени транспортников обращается к казанцам Темляков.

Мэрия Казани просит людей не проявлять агрессию в отношении кондукторов. «Персонал транспортных предприятий не может отменить требование QR-кода, но может уволиться. А сокращение числа сотрудников всегда приводит к сокращению транспорта на маршрутах», - говорится в сообщении пресс-службы.

Первый день действия новой пропускной системы позади. Как всегда при внедрении новшества, есть шероховатости, ведь механизм ещё обкатывается.

Введение проверки QR-кодов на транспорте в Татарстане не могло обойтись без проблем, прокомментировал пресс-секретарь президента РФ Владимира Путина Дмитрий Песков.
Он сказал, что регион использует особые полномочия для обеспечения безопасности людей, и на начальных этапах проблемы неизбежны.

«Надеемся, что скоро ситуация выровняется», - добавил Песков.

ИТОГИ ДНЯ

Под конец рабочего дня в Казани подвели первые результаты внедрения системы QR-кодов для проезда в общественном транспорте. Из  трамваев и троллейбусов на улицу были высажены 786 пассажиров, еще 18 покинули салон сами.

В проезде в  метро было отказано 126 пассажирам, которые пытались пройти без QR-кода. Недействительными документы оказались у 11 татарстанцев, с истекшим сроком годности – у 7 человек.

96 пассажиров пытались пройти по справкам о проведении вакцинации первым компонентом.

В мэрии сообщили, что простоев в работе транспорта не было. Длительные задержки были связаны с пассажирами, которые не хотели покидать транспорт. Всего на улицы города вышли 585 автобусов, 80 трамваев и 143 троллейбуса.

КСТАТИ

Каково наказание?

«Если при проверках в общественном транспорте будет находиться пассажир без QR-кода,  то на него будет составлен протокол об административном правонарушении в соответствии с ч. 1 ст. 20.6.1, – информирует пресс-секретарь Миндортранса РТ Наиля Клевлеева.  – Это влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тыс до 30 тыс рублей, на должностных лиц – от 10 тыс до 50 тыс руб., на юрлиц - от 100 тыс. до 300 тыс. руб.» 

ОФИЦИАЛЬНО

Меры, приятые к реализации в Татарстане с 22 ноября 2021 года, указаны в постановлении Кабинета министров РТ №1100 от 17.11.2021. Этим документом внесены изменения в другое постановление – от 19.03.2020 №208 «О мерах по предотвращению распространения в РТ новой коронавирусной инфекции».

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах