Примерное время чтения: 5 минут
520

Позолотят билеты. Почему дорожает проезд в Казани

По словам перевозчиков, из-за пандемии коронавируса упал пассажиропоток, а с ним и доходы.
По словам перевозчиков, из-за пандемии коронавируса упал пассажиропоток, а с ним и доходы. / Ольга Любимова / АиФ

1 марта в Казани до 35 рублей повысят стоимость проезда на наземном общественном транспорте. Но только для тех, кто платит наличными. Почему не меняется плата транспортной, банковской картами и почему плата за проезд растёт каждый год, разбирался корреспондент «АиФ - Казань».

Безналично – значит, прозрачно?

По данным мэрии Казани, наличными за проезд платят лишь 25 % пассажиров, однако новое повышение народ совсем не радует.

«Деньги на картах у меня есть не всегда, к тому же бывает, что валидатор у кондуктора не работает, и он просит платить наличными, – сокрушается жительница Казани Лилия Иванова. – А самое главное – проезд в Казани и так достаточно дорогой – цену совсем недавно повышали».

Напомним, с 1 января 2020 года плата за проезд в столице республики выросла с 27 до 30 руб. при оплате наличными. При оплате транспортной картой – с 25 до 27 руб. Цены подняли по просьбе перевозчиков, которые жаловались на убытки. Зачем же они буквально через год инициировали новое повышение?

По словам перевозчиков, общественный транспорт в 2020 г. оказался в трудном положении из-за пандемии коронавируса. Упал пассажиропоток, а с ним и доходы.

«Убытки перевозчиков в Казани по итогам 2020 года составили более 150 млн рублей, – отмечает председатель Ассоциации автотранспортных предприятий Республики Татарстан Сергей Темляков. – Соответственно, на 30 % упали и доходы автотранспортных предприятий, однако расходная часть (электроэнергия, дизельное топливо, запчасти, лизинговые платежи, увеличение расходов на санобработку общественного транспорта) никуда не исчезла.

В 2020 году с рынка уже ушли три перевозчика. Поэтому мы обратились с предложением в Госкомитет РТ по тарифам – но не за повышением цены за проезд, а для установки дифференцированного тарифа».

Госкомитет доводы АТП проанализировал и одобрил дифференцированный тариф. В ведомстве надеются, что изменение платы только за наличный расчёт позволит увеличить прозрачность платежей в общественном транспорте. Проще говоря, если намного выгоднее платить картами, не будет махинаций, когда пассажир платит за проезд всего 20 руб. – но только не АТП, а лично в карман кондуктору.

«Средняя цена поездки, безусловно, уменьшится, – не скрывает Сергей Темляков. – Перевозчики идут на это сознательно, для того чтобы сделать платежи более прозрачными. И тогда, если постепенно, в течение года, будет снижаться количество пассажиров, платящих наличными, возможно, у предприятий и получится покрыть убытки».

По данным мэрии Казани, наличными за проезд платят лишь четверть пассажиров.
По данным мэрии Казани, наличными за проезд платят лишь четверть пассажиров. Фото: АиФ/ Ольга Любимова

Компенсируйте полным рублём

«Плату за проезд поднять надо, – считает директор казанского АТП, находящегося в процедуре банкротства, Владимир Капитонов. – Но это мера даст только временный эффект. Рост платы за проезд – не панацея. На мой взгляд, используя её, мы опять хотим закрыть дыру за счёт населения, а не за счёт бюджета. Надо решить старую проблему – чтобы бюджет республики компенсировал полным рублём затраты перевозчиков на перевозку льготников. А Закон № 220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ» в Казани не работает. По нему брутто-контракты предусматривают компенсацию. Сейчас же за поездку льготника из бюджета платят 20 руб. В 2019 году было 18 руб., и только одна моя компания недобрала за 2019 год  8 млн руб.».

Эксперт в области транспорта, автор проекта «Обходная железная дорога Казани» Тахир Давлетшин предлагает остановить рост платы за проезд в Казани, не поднимая цены, а совершенствуя транспортную систему города, маршрутную сеть.

«Судя по Генплану Казани, в черту города будут включать всё новые территории из районов, – рассуждает эксперт. – До тех пор, пока город будет расти вширь, транспортные затраты населения будут только увеличиваться. Совершенствовать маршрутную сеть можно, максимально используя метро, создавая до него короткие маршруты автобусов, трамваев, троллейбусов. И, конечно, пора вводить такие механизмы, как «золотой час», чтобы по одному билету в течение часа пассажир мог пользоваться несколькими видами общественного транспорта».

А как у соседей?

В Набережных Челнах проезд в общественном транспорте стоит 25 руб. По словам мэра Наиля Магдеева, решается проблема с обеспечением города автобусов большой вместимости. Более десяти МАЗ-206 работают на маршрутах № 22, № 26. Перевозчики планируют приобрести ещё 20 таких автобусов. Кроме того, город бесплатно получил 40 ЛиАЗов из Москвы.

 
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах