aif.ru counter
31.07.2019 16:57
Александр Егоров
2214

Поднимут ли краны бурю? Протест крановщиков Казани нашел отклик по всей РФ

Александр Ефанов / АиФ

Это не забастовка!

За день до стачки объединение «Крановщики Казани», входящее в межрегиональный профсоюз «Рабочая ассоциация» (МПРА), предупредило о ней, опубликовав в сети свои требования к строительным боссам Казани. Главные из них ‒ навести порядок на стройплощадках в сфере безопасности труда и исправности оборудования, «белое» трудоустройство, привлечениек работе только квалифицированных специалистов, повышение зарплаты крановщикам до 500 рублей в час «чистыми» и обеспечение страховки их жизни и здоровья. В конце ‒ предложение руководителям выйти на связь с делегатами крановщиков. Но работодатели общаться не захотели. И краны встали.

Зато отреагировала прокуратура РТ ‒впервый же день акции заявила, что проверит информацию, изложенную в требованиях.

«Что и как будут проверять ‒ не так уж и важно, главное, чтобы начали,‒ считает один из активистов «Крановщиков Казани» Юрий Шарипов. ‒ Порядка нет ни в чем».

Юрий не загадывает, когда закончится акция, которую он просит не называть забастовкой.

«Это остановка кранов в связи с их технической неисправностью и прочими причинами, которые угрожают жизни и здоровью крановщика окружающих. Все заинтересованные стороны были предупреждены об этом. Что касается остальных требований, то мы не хотим сегодня останавливать работу из-за неисправности крана, а завтра – из-за маленькой зарплаты. Вот и озвучили все проблемы. Но работодатели пытаются закрыть вопрос силовым методом».

Хватит ли штрейкбрехеров?

Официальной реакции работодателей на акцию наемных работников не последовало ‒ письма редакции «АиФ-Казань» в Союз строителей РТ и Содружество строителей РТ с просьбой  прокомментировать ситуацию пока остаются без ответа. По словам Шарипова, на каких-то объектах руководители угрожают крановщикам увольнением, где-то ищут подмену отказавшимся работать. Но найти штрейкбрехеров получаетсяне всегда.

«Нет подменных машинистов кранов,‒ говорит Шарипов. ‒В первый день акции одного из коллег, который остановил кран, хотели отправить на медосмотр, чтобы машина продолжала работать, но не нашли ему подмену».

Бывает, что за управление краном сажают человека, который не имеет на это права. «Серые» крановщики сбивают расценки, сейчас они в Казани – 200-250 рублей в час, чтобы получить нормальные деньги, приходится перерабатывать, причем много.

«В мае лично я закрывал рапорт на 364 часа, в июне – на 339», ‒ Юрий приводит факты.

К понедельнику какие-то машины застройщикам удалось запустить. Правда, по словам Шарипова, для этого пришлось прибегнуть к чрезвычайным мерам: «Одна фирма командировала человека из Нижнего Новгорода, другая уговорила выйти 66-летнюю пенсионерку».

Но крановщики намерены добиваться своих требований несмотря ни на что.

«Нам деваться некуда. Ведь дальше ‒ развал строительства как отрасли», ‒ объясняет такую решительность Юрий.

По данным Приволжского управления Ростехнадзора, в Казани зарегистрировано 224 башенных крана, а квалифицированных крановщиков с «корочками», как утверждают в неформальном профсоюзе ‒ около 200, включая пенсионеров.

«Поддерживаем требования!»

К акции крановщиков активно подключились некоторые региональные политики.

«Мы полностью поддерживаем требования протестующих, ‒ заявил депутат Госсовета РТ V созыва от КПРФ Артем Прокофьев. ‒ Более того, они обращались к нам за консультацией. Сейчас мы помогаем им готовить документы для трудовой инспекции и прокуратуры. Также наши депутаты направили депутатские запросы по этой ситуации в соответствующие инстанции».

Прокофьев полагает, что акция крановщиков ‒ серьезный симптом начала нового этапа протестного движения в России.

«Забастовка как форма борьбы в нашей стране не применялась уже долгие годы, так что акция крановщиков ‒ новая страница в истории современного рабочего движения России. Хотя юридически это не забастовка, а лишь следование букве закона.

В последнее время локальные протесты в благополучном вроде бы Татарстане множатся: палаточный городок обманутых дольщиков, акция жителей Борисоглебского, чьи дома по новому генплану Казани могут снести, теперь – машинисты кранов. Мне кажется, власть растеряна», ‒ делает вывод депутат.

Впрочем, чиновники тоже обозначили свою позицию.

«К нам никаких обращений от крановщиков не поступало, однако мы согласны с ними в том, что должны соблюдаться нормы, предписанные ТК РФ, и что работа должна быть безопасной», ‒ заявила пресс-секретарь министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Гульназ Минниханова.

Ответ на вопрос о том, каково техническое состояние кранов, должны дать прокуратура РТ и Ростехнадзор, причем прокуратура готова провести выездные технические комиссии на стройках совместно с Ростехнадзором. Свою готовность принять участие в проверках выразили и крановщики.

Тем временем, в соцсетях набирают популярность хештеги#СтопКран и #крановщик_не_раб: казанцев поддерживают коллеги со всей России.

Мнение эксперта

Cергей Сергеев, доктор политических наук, профессор:

- Это социальный протест в чистом виде, классический трудовой конфликт, известный нам по истории рабочего движения. Несмотря на то, что в некоторых бывших  социалистических странах были мощные протестные движения – например, «Солидарность» в Польше, подобные конфликты для СССР, начиная с 30-х годов прошлого века, кроме периода 1989-1991 годов, и постсоветской России не характерны. Причин на то много, хотя в условиях снижения уровня жизни и фактического уменьшения зарплат странно, почему наемные рабочие не выступают. И вот казанские крановщики ответили на этот вопрос. Отмечу, что их выступление – далеко не стихийное, есть независимые профсоюзы, которые его организовали.

Что будет дальше – сказать сложно. Всплеск рабочего протеста был в 2000-е годы, причем там, где было не плохо, а, скорее, хорошо – на заводах «Форда» в Ленинградской области. И трудящиеся этих заводов добились выполнения своих требований, правда, сейчас «Форд» сворачивает свое производство в России и закрывает заводы. Тогда протестующих никто не поддержал, но профсоюз у них был сплоченный. И 40 крановщиков не делают погоды даже в Татарстане, хотя, если они проявят сплоченность и организованность, то могут добиться выполнения, по крайней мере, части своих требований. Ведь чего-то сверхъестественного рабочие не требуют. Это же ненормально, когда они работают в раскаленной кабине по 10-12 часов (хотя их рабочий день должен длиться 7 часов), когда нет квалифицированных стропальщиков, а краны не приняты Ростехнадзором. Что же касается оплаты, то этот вопрос наемный рабочий решает с работодателем. И решение может быть положительным для протестующих, если будет солидарность и не найдется штрейкбрехеров.
Большой волны протестов со стороны представителей других рабочих профессий я не жду, хотя успех – штука заразительная. Там, где избыток рабочей силы, ничего не получится, там же, где необходимы квалифицированные рабочие, все возможно. Я считаю, что государство в лице надзорных органов должно работать на упреждение, не допуская нарушений трудового законодательства работодателем. Ведь в конечном итоге работодатель будет отвечать своей прибылью, а руководитель региона – креслом, если вдруг начнутся массовые рабочие волнения.

Комментарий

Председатель Федерации профсоюзов республики Татарстан Елена Кузьмичёва:

— Несмотря на то, что межрегиональный профсоюз «Рабочая ассоциация» в Казани не является членской организацией Федерации профсоюзов РТ, профсоюзное сообщество не может не поддержать требования крановщиков в части обеспечения порядка в сфере безопасности труда. Во всех организациях должны соблюдаться нормы Трудового кодекса РФ. Одним из основных направлений деятельности Федерации профсоюзов Республики Татарстан и ее членских организаций является контроль за соблюдением трудовых прав работников – членов профсоюзов. Обязательным условием любых трудовых отношений является заключение трудового договора, где прописаны все обязательства сторон, в том числе и по безопасным условиям труда.

Официально

«За шесть месяцев 2019 года проведена 41 проверка, привлечено к административной ответственности 6 должностных и 5 юридических лиц. Приостановлена эксплуатация 7 башенных кранов. В 2019 году произошла авария с краном ООО «Татспецкран», пострадавших нет. В прошлом и текущем году несчастных случаев, связанных с башенными кранами, в Приволжском управлении Ростехнадзора не зарегистрировано»,‒ сообщил официальный сайт ведомства.

Наиболее частые нарушения, выявляемые Ростехнадзором:

- эксплуатация кранов с истёкшими нормативными сроками службы;

- невыполнение работниками и специалистами предприятий требований должностных и производственных инструкций;

- несоответствие проектов производства работ кранами и технологических карт погрузочных работ реальным условиям и невыполнение требований, изложенных в них;

- отсутствие на предприятиях необходимых нормативных правовых актов и нормативных технических документов, регламентирующих правила эксплуатации подъемных сооружений на опасных производственных объектах;

- кран вводится в работу без участия инспектора Ростехнадзора.

«Еще один проблемный вопрос - низкая квалификация крановщиков, стропальщиков и инженерно-технических работников, к работе допускается не обученный, не аттестованный в установленном порядке персонал. Все это в совокупности создает аварийные ситуации и может привести к трагедии», ‒ говорится в сообщении.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество