aif.ru counter
979

Петрушка, конка, барабусы. История трамвайных маршрутов Казани

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. АиФ-Татарстан 29/09/2015 Сюжет Знаменитые татарстанцы
из личного архива Абдуллы Дубина / АиФ-Казань

Лошадь в помощь

До 1875 года единственным средством передвижения казанцев были конные повозки.  Владели ими богатые казанцы, державшие транспортные артели с наёмными извозчиками. Встречались на улицах и «одиночники» - крестьяне, приезжавшие в Казань, чтобы заработать извозом. 

Сенной базар в Казани, сейчас - ул. Московская
Фото: АиФ-Казань; из личного архива Абдуллы Дубина

«К концу XIX века строительство ж/д путей в Казани стало необходимостью – гужевой транспорт не справлялся с потоком пассажиров, - рассказывает Дмитрий Отчик, преподаватель Казанского техникума железнодорожного транспорта. -  Первую попытку создать железную дорогу предпринял в 1867 году местный промышленник Шитов.

Он уже было заключил договор с Казанской губернской управой на строительство дороги длиной семь вёрст от ул. Б. Проломной (ныне Баумана) до волжских пристаней. Но планам не суждено было сбыться: условием работы конки в городе была обязанность следить за её исправным состоянием, с чем Шитов не согласился». 

1 января 1870 года министерство путей сообщения одобрило проект отставного штабс-капитана Петра Панаева. Работа закипела, в городе расчистили место для будущих путей, рельсы закупили на уральских заводах. По первой линии конки, от Проломной до «Дальнего устья», пустили трамвайный вагон, запряжённый парой лошадей. «Погода благоприятствовала великому событию, - писали казанские газеты. - На протяжении всей Земской дамбы (ныне Кировская), через которую проходил маршрут, были вывешены разноцветные флажки». 

Пристани на Волге. Фото: АиФ-Казань/ из личного архива Абдуллы Дубина

Ехал трамвай со скоростью 4 версты в час. В тот же день во время праздника на линии произошла первая

поломка, из-за которой впоследствии не раз приходилось приостанавливать движение. «Не проехав и десяти сажень, поезд остановился, у первого вагона что-то порвалось в упряжке, - писал «Казанский биржевой листок» 5 октября 1875 года. – Через четверть часа поезд снова двинулся, благополучно прибыл на Владимирскую улицу, где и остановился около Крюкинских номеров». 

Поначалу конка обслуживала только центральные районы. Уже позже, когда трамвайным сообщением в Казани стали заведовать предприниматели из Бельгии, протянули ещё четыре линии - Волжскую (от Толчка на Б. Проломной до пароходных пристаней на Волге), Проломную (по Б. Проломной до Суконной слободы), Черноозёрскую (от Чёрного озера по Грузинской улице к Арскому полю), Центральную (от Верхне-Фёдоровской улицы до Рыбнорядской площади), Екатерининскую (по Московской улице до завода Крестовниковых) общей протяжённостью 15 вёрст. По рельсам тогда ходили маленькие коробочные вагоны, напоминавшие омнибусы. Проезд на верхней открытой площадке стоил 5 копеек, а внутри вагона – 15.

Черноозерская линия. На заднем фоне - памятник Державину, уже не существующий. Фото: АиФ-Казань/ из личного архива Абдуллы Дубина

Дорога от города до пристани «Дальнее Устье» проходила по ровной местности  и только перед самым Устьем круто уходила вверх. Чтобы перетянуть экипаж на вершину, под горой приходилось впрягать ещё одну пристяжную лошадь, а наверху выпрягали. Лошадь в народе прозвали Петрушкой. Всего на всех линиях конки лошади делали 43 остановки. Недавно в Кировском районе Казани этой лошадке установили памятник. 

С конной тяги на электрическую

Летом конка ходила исправно с 7 утра до 9 вечера. Зимой движение шло по отдельным линиям, а могло и вовсе остановиться до весны. Линия была одноколейной, с разъездами, на которых вагоны дожидались встречных. Первое время из-за высокой стоимости проезда конкой пользовалась только избранная публика - купцы, военные, чиновники. Спустя несколько лет по настоянию земства проезд подешевел, и дорога стала настоящим общественным транспортом – в трамваях стали ездить крестьяне, грузчики и мастеровые. 

К началу ХХ века казанские трамваи стали электрическими. На фото Ивановская площадь, ныне площадь 1 Мая.
Фото: АиФ-Казань; из личного архива Абдуллы Дубина

«Для обслуживания конки возвели конюшни, где держали около 200 лошадей, - продолжает Дмитрий Отчик. -  Отбирали их строго – ломовая лошадь должна была быть сильной и выносливой».

Просуществовала конно-железная дорога 25 лет. Затем вагоны перевели на электрическую тягу. Центральную станцию трамваев построили в 1898 году на Кабане. Первый электрический трамвай пошёл по рельсам год спустя – 18 ноября 1899 года. Со временем в Казани запустили 36 трамвайных вагонов. Были они небольшими, двигались медленно. Образец одного из первых трамваев - «Империал» - стоит на ул. Петербургской.

Трамваи Казани: прошлое и настоящее.
Фото: АиФ-Волгоград / Роман Мерзляков; АиФ-Казань / Фото Марии Зверевой.

Если внутри города транс­портная система перешла на другую ступень, то междугороднее сообщение Казани и других промышленных центров отставало.  Казань проигрывала от отсутствия железной дороги. Поставка товаров по Волге останавливалась с приходом зимы. Железную дорогу начали строить в 1891 году, через два года открылось движение от Казани до Свияжска, а затем до Рязани и Москвы.

Поезда ходили медленно – 30 вёрст в час. Сейчас дорога от Казани до Москвы занимает всего одну ночь, раньше пассажирам приходилось ехать двое суток. Кстати, ходили поезда по петербургскому времени. Казанское время опережало петербургское на час, а московское – на 46 минут. 

Транспорт для бедных

Ездил по Казани и необычный транспорт, прозванный «барабусом» (от татарского «барабыз» - пойдём, поедем). Татары-бедняки впрягали лошадь в сани-розвальни, поперек укладывали тюфяк из мешковины или рогожи, набитый соломой. На этом тюфяке и ездили пассажиры, которых «барабусы» возили за мизерную плату. Такой транспорт пользовался успехом и даже конкурировал с трамваем и извозчиками. 

Бабабусы. Фото: АиФ-Казань/ из личного архива Абдуллы Дубина

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 7 читаемых

Самое интересное в регионах