Примерное время чтения: 6 минут
370

Охота на автозайцев. В Казани нашли средство против неплательщиков парковки

Водители о новых камерах уже почти все знают, но многие продолжают скручивать номера.
Водители о новых камерах уже почти все знают, но многие продолжают скручивать номера. / Ольга Любимова / АиФ

Уже три месяца на парковках столицы Татарстана тестируют умные системы – камеры фотофиксации госномеров авто. Они помогают найти водителей, которые прячут номера и не платят за место. Станет ли новая техника панацеей от автозайцев?

Где сидят «совы»?

Обхожу три парковки в центре Казани. Больше всего машин без номеров, по моим подсчётам, на ул. Театральной возле Татарского театра оперы и балета. Без опознавательных знаков половина авто! Их гос­номера аккуратно сняты.

О том, что на центральных парковках водители массово скручивают номера, в городе твердят не первый год. Ещё два года назад, по данным мэрии, так поступали не менее 10 % водителей. Сейчас вот надежда на умные камеры фотофиксации, которые будут ловить любителей бесплатно ставить свои машины на платных парковках.

Камер в Казани пока всего три. Они называются «Сова-М» и работают с помощью искусственного интеллекта. Каждая стоит не меньше 450 тыс. руб.

Они были запущены в тестовом режиме с декабря 2020 г. Завершится эксперимент в мае. И тогда город решит, закупать в массовом порядке умную технику для парковок или нет.

Водители о новых камерах уже почти все знают, но многие продолжают скручивать номера. Законопослушные же автомобилисты жалуются – они готовы платить за парковку, но приезжают – а места заняты «халявщиками, которые ставят машины порой на весь день, а не платят ни копейки».

«Парковка – пожалуй, единственное, за что я не плачу, – признаётся мне казанец Альфред. – Сама идея с этими умными камерами хорошая: за освобождение центра города от заторов борются все мегаполисы мира. Но 100 руб. в час, как на Театральной, – слишком дорого, плату надо уменьшить».

Многие надеются на авось – камер-то пока всего три, всех не зафиксируют.

Но зря на это рассчитывают. Сейчас камеры переносят с одной стоянки на другую. Местонахождение особо ценной техники на парковке не афишируют. То есть приезжающий на парковку водитель не знает, следит за ним Большой брат или нет.

Как они действуют? Отслеживают госномера приезжающих на парковку авто – до того, как водитель успеет снять их, чтобы не платить.

«Скорее всего, камеры снимают машины на подъезде к стоянке, – предполагает юрист Федерации автовладельцев России в РТ Владлен Копвиллем. – По Правилам дорожного движения (ПДД) РФ ехать без номеров запрещено, поэтому на стоянку все приезжают с номерами. За парковку без номеров в КоАП РФ наказания не предусмотрено. Но так как камеры зафиксировали номера во время движения, штрафы правомерны».

В мэрии, кстати, камерами довольны. Уже заметили рост оплат за парковку – в тех зонах, где раньше платежи падали, а число авто без номеров росло. Саму сумму штрафов, собранных благодаря камерам «Сова-М», пока не называют.

«Нарушители, снимающие номера со своих машин, уже получают штрафы по почте, – сообщили в городском комитете по транспорту. – С каждым днём фиксируется больше нарушений. Уже возбуждено порядка 40 административных дел».

Законопослушные автомобилисты готовы платить за парковку, но приезжают – а места заняты.
Законопослушные автомобилисты готовы платить за парковку, но приезжают – а места заняты. Фото: АиФ/ Ольга Любимова

Крутили и будут крутить?

Тот же Альфред, водитель из Казани, жалуется мне: а почему нет конкретных отчётов, куда именно идут собранные штрафы? И почему нет инфраструктуры – перехватывающих парковок, на которых они, водители, могли бы оставить машины, чтобы пересаживаться на общественный транспорт?

По данным Федерации автовладельцев России в РТ, перехватывающих парковок в Казани нет.

Плата за парковки, которые были созданы в 2015 г. вдоль центральных улиц Казани, вызывает вопросы и у Владлена Копвиллема.

«Сначала появились знаки о запрете остановки, а потом указатели, что остановка разрешена, но только платная, – вспоминает юрист. – Одно дело, когда создают абсолютно новую платную парковку, тратят деньги на её обустройство. А тут, по сути, взяли кусок улицы – общественного пространства, которое создали другие поколения, – и объявили его платным. Думаю, отсюда и пошла реакция людей закрывать или снимать номера…»

Юрист считает, что для выявления нарушителей можно ставить и блокираторы на колёса. Возможно, это будет дешевле.

Бороться с неплательщиками помогла бы и эвакуация их авто. Мэр Казани Ильсур Метшин уже обратился к министру транспорта РФ Евгению Дитриху с просьбой инициировать такие изменения в КоАП РФ. Ведь автозайцы есть по всей России. Так что, если законодательство изменится, новые камеры массово закупать не придётся.

Сама проблема заторов, по прогнозам Владлена Копвиллема, отпадёт сама собой через 10-15 лет.

«Мы идём к тому, что автомобилями будет управ-лять искусственный интеллект, – рассуждает юрист. – Беспилотное такси уже ездит по Иннополису. С появлением беспилотников многие пересядут с собственных машин на такси. Сейчас большинство горожан пользуются авто два раза в день, чтобы утром приехать на работу, а вечером – домой. В остальное время машина не нужна.

Если подсчитать стоимость эксплуатации авто (техобслужвание, налоги, бензин, запчасти, штрафы), то более выгодными окажутся поездки на такси».

КСТАТИ

Более 4300 машиномест на 134 участках муниципальных парковок созданы вдоль улично-дорожной сети в Казани. За час парковки надо платить от 30 до 100 руб.

Неоплата парковки – нарушение правил благоустройства, к нарушениям ПДД оно не относится. За неоплату положен штраф в 2500 руб. по ст. 3.16 КоАП РТ. Все штрафы идут в бюджет на цели городского благоустройства.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах