На первом в республике платном автобане «Алексеевское – Альметьевск» разрешат «летать» со скоростью 150 км в час. Какую пользу принесёт дорога, снизит ли она аварийность, выясняли «АиФ-Казань».
Важная связка
Магистраль Шали – Бавлы, частью которой станет 145-километровый платный участок, модернизируют в республике с 2006 г. На минувшей неделе министр транспорта РТ Фарит Ханифов сообщил, что дорогу Алексеевское – Альметьевск достроят в 2024 г. в рамках государственно-частного партнёрства. 30 млрд руб. даст бюджет Татарстана, 30 млрд — бюджет РФ, плюс 23 млрд руб. вложит инвестор АО «Автострада». Республика подписала с ним концессионное соглашение о создании и эксплуатации автодороги Алексеевское – Альметьевск в составе трассы Шали – Бавлы.
«Татарстан должен был стать перекрёстком трёх международных транспортных коридоров, – вспоминает планы 18-летней давности доктор экономических наук, вице-президент Академии наук РТ Вадим Хоменко. – Предполагали, что участок Алексеевское – Альметьевск будет одним из отрезков международного транспортного коридора Санкт-Петербург –Китай. Этот коридор должен был пройти через Татарстан, способствовать развитию экономических связей с Китаем, Индией, Ираном, странами Юго-Восточной Азии. Когда строятся такие дороги, отдельные участки могут быть платными».
Участок Шали – Сорочьи Горы дороги Шали – Бавлы открыли в 2010 г. Его продолжением и будет первая платная трасса республики.
Первый татарстанский «платник» получил второе дыхание с началом строительства скоростной платной трассы М-12 от Москвы до Казани и Екатеринбурга. М-12 является частью коридора Европа – Западный Китай.
«Это связка между трассами М-5 и М-7, очень важный участок, – оценил в 2020 г. проект вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. – Часть этой трассы – 145 км из 299 км – практически построена, сделаны уже основные виды работ. Если мы найдём возможности по финансированию и составлению схемы по государственно-частному партнёрству (причём эта дорога уже построена за счёт частных средств), то получим ещё одну мощную связку между двумя федеральными трассами, что, безусловно, даст дополнительный поток на М-12».
Кто в ответе за безопасность?
Автомагистраль Алексеевское – Альметьевск проходит через Алексеевский, Чистопольский, Новошешминский, Черемшанский, Альметьевский районы РТ. Сейчас земляные работы ведут в основном на заключительном этапе в Альметьевском районе. В Алексеевском районе построен металлический мост через р. Тиганку, возведены опоры металлического моста через р. Шенталку. Идёт строительство опор моста через р. Шешму в Альметьевском районе. На автотрассе уже возвели три путепровода – в Алексеевском, Новошешминском районах.
Вот только будет ли новая трасса безопасной? К сожалению, смертельные ДТП в республике не редкость. С начала года на дорогах погиб 31 человек.
«Если платную дорогу отнесли к высшей категории 1А, то в нормативах строительства такой трассы заложены самые строгие требования безопасности, – подчёркивает начальник теруправления ГБУ «Безопасность дорожного движения» в Альметьевске Сергей Сураев. – Ведь если на магистрали есть разделительные полосы между транспортными потоками, это уже большой плюс: машины не вылетают на встречку. К тому же, думаю, что на всём пути скорость не будет одинаковой. Её нужно будет снижать перед поворотами, мостами, развязками. Для этого будут специальные знаки».
«Пологие откосы, освещение, две полосы в каждую сторону, разделённые барьерным ограждением, асфальтобетонное покрытие, межремонтные сроки капремонта которого – 24 года, – перечисляет характеристики дороги гендиректор АО «Автострада» Ренат Уткин. – Качество исходных материалов, соблюдение технологии на всех этапах строительства контролирует аттестованная дорожно-строительная лаборатория. После сдачи дороги мы обязаны содержать её за свой счёт 95 лет – весь срок концессии».
Изначально предполагалось, что для легковых машин проезд обойдётся в 1,5 руб. за км, для грузовых – в 2,5-3 руб. Теперь говорят, что окончательную стоимость определят с учётом инфляции после ввода трассы в эксплуатацию.
Водители же надеются, что инвестор разработает для «платника» гибкую тарифную политику. Ведь во всём мире стоимость проезда по платным дорогам зависит от дня недели и времени суток. От них зависит тариф.
КСТАТИ
В России сейчас 1 905 км платных участков федеральных дорог. За исключением районов Крайнего Севера такие трассы строят только как альтернативу уже существующим бесплатным. У «Алексеевское – Альметьевск» тоже есть бесплатный аналог – трасса «Казань – Оренбург». Эту дорогу называют очень тяжёлой, загруженной. Чуть ли не через каждые 500 м – километр стоят памятники погибшим в ДТП. Говорят, что инвестор решил строить платную трассу после того, как на дороге «Казань – Оренбург» произошла жуткая авария - разбилась бригада ремонтников.
Первый татарстанский «платник» будет дорогой категории 1А - с четырьмя полосами по 3,75 м, 6-метровой разделительной полосой.
КОММЕНТАРИЙ
Руководитель юротдела Общества защиты прав автомобилистов Равиль Ахметжанов:
– За время моей работы в обществе – с 2012 г. – жалоб на качество скоростных платных дорог в России не поступало. Сигналов от водителей, что ездить по ним опасно, что там есть дефекты, нет. Возможно, потому что повышенные требования к таким трассам предполагают более серьёзный контроль со стороны государства. Ведь один из принципов скоростного движения – сделать трассу как можно более прямой, без крутых поворотов.
К сожалению, наиболее частая причина ДТП, в том числе и со смертельным исходом, – человеческий фактор. Водители обладают различной реакцией, степенью внимания, способностью управлять автомобилем. Наиболее частые нарушения – это несоблюдение скоростного режима, ситуации, когда при возникновении опасности на дороге не снижают скорость. Наиболее тяжёлые ДТП связаны со встречными столкновениями, выездом на встречную полосу. Важно и содержать дороги в хорошем состоянии, например, зимой вовремя очищать их ото льда.