3221

«Людей надо слышать!» Что даст татарстанцам дорога века М-12

На технологической дороге на восьмом этапе М-12 в Татарстане начали укладывать асфальт.
На технологической дороге на восьмом этапе М-12 в Татарстане начали укладывать асфальт. Автодор

В августе в республике начнут строить дорогу века – скоростную платную трассу М-12.

Почему татарстанцы протестовали против автобана, в два раза сокращающего путь от Москвы до Казани, и учтут ли строители их пожелания, «АиФ - Казань» рассказал один из главных критиков проекта, зам­еститель руководителя рабочей группы по сопровождению проектирования и строительства М-12 Дмитрий Дементьев.

Откуда ни возьмись – трасса!

Ольга Любимова, «АиФ - Казань»: Дмитрий Викторович, что происходит на татарстанском этапе строительства сейчас?

Дмитрий Дементьев: Основное строительство начнётся в августе – после того как проект пройдёт госэкспертизу. Сейчас идут подготовительные работы. Их частью считается и временный мост через Волгу, который уже построили. Он нужен для возведения основной переправы и перевозки грузов. Мост через Волгу длиной почти три километра появится между деревнями Гребени на правом берегу и Орёл на левом. Он станет частью М-12.

В Лаишевском районе уже построили завод, который будет производить асфальт для новой магистрали. Укладывать асфальт на будущей трассе уже начали. Это делают на технологической дороге, которая обеспечит подъезд техники к месту строительства.

Больше всего споров вызвала трассировка возле посёлка Орёл в Лаишевском районе.
Больше всего споров вызвала трассировка возле деревни Орёл в Лаишевском районе. Фото: Из личного архива/ Дмитрий Дементьев

– Вы живёте в деревне Орёл – в 270 м от будущей трассы. Поэтому против неё и протестовали?

– Мы были не против самой трассы. Протестовали против близости её к нашим домам. Маршрут автобана, который мы увидели в августе 2020 г., поверг нас в шок. Тысячи людей специально уехали из городов, чтобы поселиться в тихом месте на природе. И вдруг, откуда ни возьмись, рядом появляется скоростная трасса! В первую очередь нас задело то, что она пойдёт по плотно заселённой части Лаишевского района. Ведь в остальных районах дорогу в основном собирались проложить по полям. Мы стали требовать, чтобы трассу от нас передвинули подальше. Устроили флешмоб, на который пришли 700 человек.

Считаю, мы очень вовремя начали бить в набат, властям пришлось нас услышать. Сначала были созданы рабочие группы муниципального уровня во главе с руководителем администрации района. Но, на мой взгляд, сразу стало ясно, что они малоэффективны. Поэтому мы требовали создать региональную рабочую группу. Чтобы в неё вошли представители жителей посёлка, министерств, ведомств, непосредственно связанных со строительством трассы, а также проектировщики.

Такую рабочую группу создали в октябре 2020 г. – после митинга, который мы провели.

Недоволен, но удовлетворён

– И вас, организатора незаконного протестного пикета, назначили замруководителя группы. Как думаете, почему?

 – Лаишевский суд, а затем в феврале 2021 г. и Верховный суд РТ признали меня организатором незаконного пикета. Присудили штраф в 15 тыс. руб. В суде я сказал, что абсолютно не жалею об этом. Считаю, что всё было сделано правильно. Людей надо слышать. И понимать: если что-то у них берёшь, надо обязательно что-то отдать взамен. Тогда человек будет не то чтобы доволен, но хотя бы удовлетворён.

У меня самого отношение к новому автобану двойственное. Как современный человек я понимаю: развитие страны невозможно без таких трасс, как М-12. Но как житель Орла я не хочу, чтобы автобан проходил близко к нашим домам.

Главной заслугой инициативной группы считаю то, что альтернативные маршруты трассы мы смогли хотя бы частично сделать реальностью. Большую часть автобана, проходящую по Лаишевскому району, удалось перенести. Всё, что идёт после реки Мёши, отодвинули на несколько километров. Трасса пойдёт по полям, вдалеке от населённых пунктов – от Каип, Егорьево, Кзыл-Иль. А ведь это не просто деревни и сёла, вокруг них множество коттеджных посёлков.

М-12 входит в Татарстан со стороны Чувашии, в Кайбицком районе.
М-12 входит в Татарстан со стороны Чувашии, в Кайбицком районе. Фото: Автодор

– Какова в итоге утверждённая трассировка М-12?

– Автобан входит в Татарстан со стороны Чувашии, в Кайбицком районе, пройдёт к д. Гребени с выходом на новый мост через Волгу, затем трасса двинется севернее д. Орёл,
п. Тарлаши, Пигали. Потом маршрут проляжет южнее с. Кирби, выйдет к Оренбургской трассе у д. Каипы Лаишевского района, где сохранят большой лесной массив, и дойдёт до с. Шали в Пестречинском районе.

В районе Орла, где дорога должна пройти всего в 270 м от домов, её решили увести в грунтовый полутоннель. Его уже начали рыть. Тело трассы погрузят в землю на три метра. По краям этого полутоннеля поставят пятиметровые шумопоглощающие экраны. Плюс для защиты от шума высадят еловую лесополосу.

Чтобы люди увидели всё это наглядно, для нас организовали выезд на трассу М-11 Санкт-Петербург – Москва. Это дорога такой же категории, как М-12. Нам показали комплекс защитных мер, которые применили для деревни на перекрёстке двух платных автомагистралей. Плюс рядом проходит ж/д ветка и находится аэропорт Домодедово.

дТрасса дойдёт до села Шали в Пестречинском районе.
дТрасса дойдёт до села Шали в Пестречинском районе. Фото: Автодор

У трассы есть такой же полутоннель, которого мы добились для себя, и шумопоглощающие экраны. Представители Роспотребнадзора специальной аппаратурой измеряли шумовой эффект. Мы тоже на свои гаджеты скачали программы, позволяющие измерить уровень шума. Если на трассе приборы зафиксировали 89 децибел, то за шумопоглощающими экранами уже на 24 децибела меньше. Лай собак был слышен гораздо резче, чем шум транспорта.

Возле п. Тарлаши, ближайшие дома которого в 450 м от будущей трассы, тоже установят шумопоглощающие экраны и высадят лесополосу. Остальные населённые пункты в РТ находятся от трассы дальше – на расстоянии более 900 м и 1 км.

Путь для пешеходов и спасение озера

– Жители Орла жаловались, что трасса разрежет посёлок пополам, отделив их от больницы, детского сада.

– В районе Орла трасса будет проходить по землям лесного фонда. Формально они не относятся к посёлку. Просто посёлок очень большой, и эта лесная полоса находится примерно посередине нашего посёлка. Но в любом случае, чтобы теперь попасть из одной части посёлка в другую, придётся переходить эту трассу по эстакаде.

По первому проекту эстакада должна была подниматься на 8-8,5 м. Люди возмущались: почему бабушки, дедушки, мамы с детьми должны карабкаться на такую высоту?! Теперь с учётом того, что мы добились заглубления трассы на 3 м, эстакада будет почти в два раза ниже. Самая высокая точка – 4 м, и подниматься эстакада будет очень плавно. Думаю, никому не составит труда перейти через неё.

На трассе обещают поставить шумопоглощающие экраны.
На трассе обещают поставить шумопоглощающие экраны. Фото: Автодор

 

– Сколько озёр, заповедников окажется вблизи трассы?

– Охранные и заповедные зоны М-12 не задевает. Но в непосредственной близости от трассы в Лаишевском районе находится Архирейское озеро. Оно является памятником природы.

Это озеро интенсивно пересыхает, загрязняется водорослями. Как показала экспертиза, из-за плотной застройки вокруг. В Тарлашах нет центрального водопровода. Жители, чтобы обеспечить себя водой, бурят скважины именно в том подземном слое, который питает озеро. Минстрою РТ поручено рассмотреть возможность строительства центрального водопровода и водозабора для Тарлашей. Это позволит спасти озеро и помочь жителям.

К тому же были опасения, что в озеро, расположенное в низине, могут пойти загрязнённые сточные воды с трассы. Ведь от неё до озера около 1 км! Но сейчас известно, что на трассе будет дренаж, система очистных сооружений.

Взамен неудобств

– Сколько земель будет изъято для строительства М-12? Какие компенсации обещаны жителям?

– Проектировщики клятвенно заверили нас, что под трассу не будут изымать земли СНТ и земли ИЖС, где расположены жилые дома. Для строительства трассы изъята только земля базы отдыха «Актёр» на берегу Волги. Для неё нашли новое место, где выстроят современную базу.

– Во Владимире жители микрорайона Мостострой попросили увеличить длину зоны шумозащитных экранов. В качестве компенсации за неудобства они потребовали провести водопровод и новую ЛЭП. Каких компенсаций хотят татарстанцы?

 – Насколько я знаю, во Владимирской области автобан смогли максимально отодвинуть от СНТ, жилых домов. Недовольных трассировкой М-12 тоже услышали. 

У нас жители Тарлашей просят построить площадку для мини-футбола, установить освещение на улицах, помочь с асфальтовым покрытием на внутрипосёлковых дорогах. Для очистки от водорослей Архирейского озера нужно приобрести специальный комбайн. Пока жители выдёргивают водоросли вручную, но это то же самое, что чистить Авгиевы конюшни. Все эти просьбы взяли в работу.

– Есть ли уверенность, что всё обещанное исполнят?

– Мы всё контролируем, в том числе и подготовительные работы. В этом помогают местные жители. Если что-то вдруг идёт не так, например, строительная техника заедет на внутрипосёлковые дороги, сразу идёт сигнал. На него оперативно реагирует Министерство транспорта и глава района. Моментально всё пресекается. Надеемся, так будет и когда начнётся основное строительство.

Языком цифр

■ До 6,5 часов сократит путь из Москвы до Казани М-12.

■ По пяти регионам: Московской, Владимирской, Нижегородской областям, Чувашии и Татарстану – пройдёт трасса.

■ К 2024 г. её продлят до Екатеринбурга.

■ С 14 до 7 часов сократится время в пути от Казани до Екатеринбурга.

■ 142 км из 800 км – протяжённость по РТ.

■ 130 км/ч – расчётная скорость.

■ 2,5 руб./км – предварительная стоимость проезда.

■ 705 млрд руб. потратят на стройку.

■ 80 тыс. новых рабочих мест создадут во время стройки.

■ До 5 тыс. рабочих мест создадут на этапе эксплуатации.

МНЕНИЕ

Доктор экономических наук, вице-президент Академии наук РТ Вадим Хоменко: 

Пока вопросов больше, чем ответов

– М-12 определяют как участок высокоскоростной дороги, которая должна выйти на автобан Европа – Западный Китай. Трасса позволит развивать большую скорость и за счёт сокращения времени продвижения грузов получать экономический эффект.

То есть участок от Казани до Екатеринбурга будет частью громадного автотранспортного коридора. Но пока вопросов больше, чем ответов. Непонятно, куда от Екатеринбурга пойдёт автобан, непонятно, как он пройдёт в Китай (по данным заказчика проекта – Автодора, точной трассировки от Екатеринбурга до Китая нет. – Авт.).

К тому же важно, чтобы из дороги не получилась труба от точки А до точки Б, по которой из Китая можно вылететь в Европу. А мы тут вроде бы ни при чём: берём какие-то таможенные пошлины и всё?

Нет, дорога должна дать жизнь нашим регионам. Однако пока неясно, какую конкретно выгоду получат регионы, каковы будут показатели экспортной нагрузки трассы, насколько российские регионы могут участвовать в работе этой дороги. Если сейчас об этом не думать, за нас этот будут решать другие, но руководствуясь уже не нашими критериями.

КОММЕНТАРИЙ

Замминистра экономики РТ Айрат Шамсиев:

– Строительство трассы М-12 Москва – Казань привлечёт в инфраструктуру Татарстана около 170 млрд руб. Строительство автодороги будет способствовать созданию новых рабочих мест, в том числе в смежных отраслях. По расчётам Росавтодора, в течение трёх лет с момента ввода в эксплуатацию трассы общий прирост рабочих мест составит от 10 до 15 тыс. человек.

Увеличится уровень транспортной обеспеченности субъектов Федерации. Новая дорога в перспективе обеспечит обход большегрузного и другого транзитного транспорта, минуя загруженные узлы Казани.

КОММЕНТАРИЙ

Урбанист Юлия Файзрахманова:

– По данным Минлесхоза РТ, для строительства М-12 вырубят около 160 га леса. Взамен планируют компенсационные посадки. 160 га – это много или мало? Площадь Гавриловской рощи в Казани, где мы добились создания ООПТ, – 67 га. То есть при стройке М-12 под топор пойдут три таких парка. Это не гигантская, но заметная цифра для республики, в которой лесов  мало.

Каким будет мост через Волгу на трассе М-12? К сожалению, в нашем регионе нет практики строительства мостов от берега до берега, распространённой в других странах. При строительстве мостов в Зеленодольске, в Займище, в Казани использовали более дешёвую технологию – с намывной дамбой. Она экономически выгодна, а для реки вредна: создаёт места, которые в дальнейшем будут заиливаться, мешать течению. Надеюсь, что новый мост на Волге не был намывным, не вредил реке.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах