Доход – миллионы, штраф - копейки
СМИ регулярно сообщали о том, что тот или иной страховщик оштрафован за навязывание допуслуг. Но размер штрафа – 50 тысяч рублей – не пугал компании. Год назад решением УФАС по Татарстану Казанскому филиалу было выдано предписание вернуть доход от необоснованного обогащения при оформлении ОСАГО - 158 млн. рублей - в доход государства. В апреле этого года стороны заключили мировое соглашение, где речи о многомиллионом штрафе уже не велось. Компания заплатила штраф в 71 тыс. руб. А уже 20 мая прокуратура сообщила об очередном нарушении страховщика. Пришло время жестких мер.
Жаловаться рады
На прошлой неделе Центробанк запретил Росгосстраху продавать полисы ОСАГО: «Непредставление автовладельцам скидки за безубыточность, необоснованный отказ в заключении договора ОСАГО, навязывание допуслуг носили массовый характер». По данным ЦБ, с 1 апреля по 25 мая 2015 года к ним поступило более 2,3 тысяч жалоб от граждан. Такая мера серьезно ударила по компании: в РФ с начала года было заключено 5,5 млн договоров ОСАГО, а в Татарстане - более 80 тысяч. Каждый четвертый водитель в республике страховался в Росгосстрахе. Неудивительно, что именно на эту компанию чаще всего и жаловались автовладельцы, рассказали «АиФ-Казань» в прокуратуре республики.
«Но факт нарушения тяжело доказать, многие автовладельцы писали жалобы в прокуратуру без указания компаний-нарушителей, даже не оставляли обратного адреса. Мало кто соглашался сделать аудиозапись беседы в офисе страховщика, - рассказывает Динар Сагадеев, прокурор отдела по надзору за исполнением налогового и финансового законодательства прокуратуры РТ. – Всего в прошлом году к ответственности за навязывание допуслуг было привлечено 17 страховых компаний». При этом, как отмечают в прокуратуре, компании стали изощреннее: напрямую не отказывают и не навязывают допуслуги, а предлагают, допустим, внести в предварительный список и подойти через неделю, а то и через месяц, заявляют, что нет бланков ОСАГО. Другие сообщают водителю, что полисов ОСАГО нет в офисе, обращайтесь к агентам, а те, в свою очередь, отсылают обратно в офис компании.
Впрочем, так происходит не везде. «Если мы видим, что клиент «убыточный», мы ему такую стоимость полиса насчитаем, что он сам от нас сбежит, - анонимно рассказали в страховой компании. – Или просим написать заявление, которое мы рассмотрим в установленные законом сроки (т.е. в течение месяца). А многим полис нужен срочно. Раньше мы говорили, что бланков нет и предлагали записать человека в список».
Но эта отговорка не принимается – дефицита полисов быть не может, говорят в прокуратуре. Главное, чтобы человек, столкнувшийся с навязыванием допуслуг, не побоялся пойти до конца.