Путь к единству
Его суть в том, что базовое содержание программ, их структура, объёмы, условия реализации предлагается утверждать на федеральном уровне. Сейчас каждая школа формирует свои программы на основе примерных общеобразовательных программ, составленных с участием субъектов РФ. На Охотном Ряду решили восстановить единое образовательное пространство. А наши депутаты усмотрели в этом угрозу самостоятельности развития национального и этнокультурного образования.
Вместе с депутатом интересы педагогов готовы защищать профсоюзы, да не поймут, о каком ущемлении прав идёт речь. «Учителя-предметники в разных регионах имеют право работать одинаковое количество часов, получать равноценную зарплату, - считает Юрий Прохоров, председатель рескома профсоюза работников образования и науки РФ. - Есть логика и в том, что ученик в любом регионе страны будет изучать базовые предметы в одинаковых объёмах. Иначе он попадёт в нелепую ситуацию, переехав в другую республику. А у нас можно оказаться в такой ситуации, даже переезжая из Актаныша в Казань».
Найти резерв
Юрий Прохоров согласен с депутатами в том, что в законопроекте не прописано, как будет проходить обучение национальным языкам. «Сейчас мы перегружаем детей, включая в программы татарский язык, - считает он. - Федеральный центр должен найти решение, чтобы такой перегрузки не было, и дети могли изучать национальный язык. Возможно, зарезервировать какую-то часть учебной нагрузки в общем объёме как субъектный вариант - под национальные языки. А пока зарезервированы лишь математика, русский язык, русская литература и история России».
По словам Наили Фаттаховой, завкафедрой русского языка и методики преподавания КФУ, паритетное преподавание русского и татарского языков - для республики уже вчерашний день, оно осталось только в начальной школе. «В русских школах начиная с 5-го класса часов русского языка сейчас больше, - объясняет учёный. - В татарских школах русский изучается как неродной, преподавать его по единым учебникам - и в Москве, и в Казани - невозможно. Они не учитывают специфику республик. Считаю, нам не должны присылать стандарты сверху, из Москвы, не адаптированные к нуждам национальных республик. Эти вопросы способны решить экспертные сообщества на местах. А в новом законопроекте говорится, что учебники будут иметь право на жизнь только после экспертизы за счёт средств правообладателя».
Комментарий
Фарид Мухаметшин, председатель Госсовета РТ:
- Депутаты Госдумы от Татарстана отозвали свои подписи, поставленные под этим законопроектом. Госсовет РТ намерен провести дополнительные консультации с разработчиками проекта - депутатами Госдумы И. Яровой и В. Никоновым.