Примерное время чтения: 3 минуты
233

Базовый элемент. Как будут учить русский язык в Татарстане?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. АиФ-Татарстан 14/07/2015
Фото Руслана Ишмухаметова / АиФ-Казань

Путь к единству

Его суть в том, что базовое содержание программ, их структура, объёмы, условия реализации предлагается утверждать на федеральном уровне. Сейчас каждая школа формирует свои программы на основе примерных общеобразовательных программ, составленных с участием субъектов РФ. На Охотном Ряду решили восстановить единое образовательное пространство. А наши депутаты усмотрели в этом угрозу самостоятельности развития национального и этнокультурного образования. 

«Всем народам гарантировано право на пользование родным языком, создание условий для его изучения и развития, - цитировал Конституцию РФ глава комитета Госсовета РТ по культуре Разиль Валеев. - Вряд ли это возможно без участия представителей народов в обсуждении вопросов образования. Законопроект налагает суровые ограничения на свободу и самостоятельность образовательной организации, права педагогических работников и обучающихся».

Вместе с депутатом интересы педагогов готовы защищать профсоюзы, да не поймут, о каком ущемлении прав идёт речь. «Учителя-предметники в разных регионах имеют право работать одинаковое количество часов, получать равноценную зарплату, - считает Юрий Прохоров, председатель рескома профсоюза работников образования и науки РФ. - Есть логика и в том, что ученик в любом регионе страны будет изучать базовые предметы в одинаковых объёмах. Иначе он попадёт в нелепую ситуацию, переехав в другую республику. А у нас можно оказаться в такой ситуации, даже переезжая из Актаныша в Казань». 

Найти резерв

Юрий Прохоров согласен с депутатами в том, что в законопроекте не прописано, как будет проходить обу­чение национальным языкам. «Сейчас мы перегружаем детей, включая в программы татарский язык, - считает он. - Федеральный центр должен найти решение, чтобы такой перегрузки не было, и дети могли изучать национальный язык. Возможно, зарезервировать какую-то часть учебной нагрузки в общем объёме как субъектный вариант - под нацио­нальные языки. А пока зарезервированы лишь математика, русский язык, русская литература и история России». 

По словам Наили Фаттаховой, завкафедрой русского языка и методики преподавания КФУ, паритетное преподавание русского и татарского языков - для республики уже вчерашний день, оно осталось только в начальной школе. «В русских школах начиная с 5-го класса часов русского языка сейчас больше, - объясняет учёный. - В татарских школах русский изучается как неродной, преподавать его по единым учебникам - и в Москве, и в Казани - невозможно. Они не учитывают специфику республик. Считаю, нам не должны присылать стандарты сверху, из Москвы, не адаптированные к нуждам национальных республик. Эти вопросы способны решить экс­пертные сообщества на местах. А в новом законопроекте говорится, что учебники будут иметь право на жизнь только после экспертизы за счёт средств правообладателя».

Комментарий

Фарид Мухаметшин, председатель Госсовета РТ:

- Депутаты Госдумы от Татарстана отозвали свои подписи, поставленные под этим законопроектом. Госсовет РТ намерен провести дополнительные консультации с разработчиками проекта - депутатами Госдумы И. Яровой и В. Никоновым. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах