По мнению Романа Шайхутдинова, город и республика от «переселения» чиновников только выиграют. Во-первых, собрав все структуры в одном месте, удастся добиться более высокого качества их работы, некого «синергетического эффекта». Во-вторых, будут созданы социально-экономические условия для развития самого Иннополиса. В-третьих, убрав управленцев из города, можно будет разгрузить его от пробок. Вопрос, во сколько может обойтись бюджету массовая миграция, пока даже не обсуждается. Сначала идею нужно проработать и вынести на общественное обсуждение.
Город не учёных?
Общественность уже успела бурно отреагировать на заявление министра. Хотя бы потому, что Иннополис, первую очередь которого должны сдать в 2015 году, задумывался как умный город. Его задачей называли объединение молодых высококвалифицированных специалистов со всей страны для усиления её инновационного потенциала. Жить и творить в нём в будущем должны 155 тыс. человек. Помимо технопарков и центров разработок, там планируют открыть первый в России университет, специализирующийся в области информационных технологий. Однако теперь Иннополис рискует превратиться в город не учёных, а чиновников.
- В мировой практике есть примеры, когда отделяли административные структуры от экономических центров, - говорит Рафаэль Хакимов, директор Института истории АН РТ. – В частности, Вашингтон и Нью-Йорк расположены в отдалении друг от друга, и это целесообразно. Были также примеры, когда чиновников перевозили в центр государства, чтобы было легче управлять страной. Но переселять министерства и ведомства в научный городок бессмысленно. Он должен быть далёк от чиновничьих структур. Там должна царить особая атмосфера, чтобы учёные могли спокойно работать и общаться, ведь именно в их научных спорах рождаются новые идеи. А если наши министерства плохо работают, нужно выяснять причины. Повышать эффективность, а не перевозить их из города.
А как у них? | |
---|---|
* В 1995 году в Малайзии начали строить с нуля город для госучреждений Путраджайю, чтобы решить инфраструктурные и экологические проблемы столицы Куала-Лумпур. Сегодня население города - более 55 тыс. человек. * В 1997 году в Казахстане чиновников перевезли из Алма-Аты в новую столицу Астану. Решающим фактором стало то, что город находится в центре страны, рядом с промышленными регионами, на пересечении важных транспортных магистралей. * Два года назад Д.Медведев предложил разместить московских чиновников за пределами МКАД. Позже от идеи отказались из-за финансовых рисков. Хотя слухи о переезде части администрации ходят до сих пор. |
Часы в дороге
Есть и другие «но». Например, долгая дорога на новое место работы и пробки Горьковском шоссе по утрам и вечерам.
- От Иннополиса до Казани можно добраться лишь по трассе М7, - отмечает Тимур Нигматуллин, аналитик Инвесткафе. - Дорога между двумя населёнными пунктами занимает почти 1,5 часа в одну сторону с учётом пробок. Могут негативно повлиять и связанные с переносом значительные денежные траты бюджетных средств (я их оцениваю в 5-10 млрд руб.). Также работа органов власти и госкомпаний может быть дезорганизована на несколько месяцев в связи с необходимостью переноса архивов, баз данных и т.д. В целом, на мой взгляд, эффективность работы госорганов и госкомпаний может быть заметно снижена.
Казанцы, обсуждающие новость на форумах, находят и другие минусы. В частности, ездить в другой город на приём к чиновникам придётся и населению. Конечно, для общения с гражданами придумано электронное правительство, однако есть такая категория, как пенсионеры, которые не смогут освоить технические новшества. Кончится тем, что чиновники окончательно отдалятся от народа.