Их меняют на новые «Нефазы» и белорусские «МАЗы». 60 «НефАЗов» уже вышли на казанские маршруты. Старую китайскую технику продали в «менее богатые» города.
О том, что наводнившие Казань пять лет назад «Золотые драконы» и «Хайгеры» - вариант, далёкий от идеала, было ясно сразу. Многоступенчатые, резко тормозящие и бесконечно чадящие, они вызывали у пассажиров недоумение, ведь власти обещали перевозить людей с комфортом. Еще в 2007 г. спустя несколько дней после того, как их пустили в рейс, в редакцию обратились родственники женщины, повредившей в новом «Хайгере» позвоночник. При торможении она вылетела с заднего сиденья. Мы навещали её в 12-й больнице, прикованную к постели. Сколько человек за 5 лет пострадало в «краснобусах», сейчас ни одна сводка ГИБДД не подсчитает.
Власти объясняют тогдашний выбор в пользу «китайцев» дороговизной «Мазов» и нехваткой «Нефазов».
- Пять лет назад завод «КАМАЗ» производил всего 300 автобусов в год, а нам необходимо было заменить более 1000 единиц подвижного состава, - говорит мэр Ильсур Метшин. – Хорошо ли, плохо ли, но китайские автобусы своё отслужили.
В 2007 году одно АТП всё-таки закупило 50 «МАЗов». В эксплуатации они понравились, не ломались, и теперь многие перевозчики выбирают именно их. Пассажиры довольны не все, однако отмечают, что «белорусы» хотя бы едут плавно и не горят, как это не раз случалось с «драконами».
Дело частное
Всего в течение 2012-13 гг. Казань меняет 700 из 1140 автобусов. На 392 машины заключены контракты (227 «МАЗов» и 165 «НефАЗов»), 281 уже ездит по городу. Перевозчики рассказывают, что в новых «НефАЗах» произведено порядка 200 изменений. Например, двигатель стал мощнее, появились кнопки для открывания люков на крыше. Кроме того, это самый вместительный автобус, он перевозит до 114 пассажиров. «МАЗ» рассчитан на 102 человека, «китайцы» - на 76-78. Правда, ступеньки в салоне и здесь остались, хотя «НефАЗы» считаются низкопольными.
Старые китайские автобусы Казань теперь предлагает соседям.
- Для нас это вчерашний день, а для других городов - манна небесная, - объявил мэр.
Называть покупателей транспортники не спешат, говорят лишь, какие города согласились на покупку. Но, по информации «АиФ Казань», это не муниципальные перевозчики, а частные.
В МУП «ПАТП №2» рассказали, что предложением заинтересовались в Ульяновской области, Чите и Иркутске. Более 80 автобусов продано в Краснодар, Тюмень и Волгоград. Цена зависит от срока эксплуатации машин, их состояния и технических характеристик. В среднем за изрядно потрёпанных «драконов» просят всего 200-250 тысяч рублей. Ей-богу, даже жалко жителей этих регионов. Кстати, новые «МАЗы» приобретаются за 3-4 миллиона рублей (в зависимости от размера). Ну а горожан помимо комфорта заботит другой вопрос – не поднимутся ли снова цены на проезд?
Без революции
В мае горожанам обещают ещё одно нововведение – очередное обновление транспортной схемы. Например, появятся три новых маршрута. Автобус № 7 будет перевозить пассажиров из Авиастроительного района на новый футбольный стадион, № 65 соединит посёлок Царицынский Бугор с остановкой «Советская площадь», а № 95 пройдёт от МКДЦ до Завойского.
- Также будут скорректированы семь действующих маршрутов, - объяснил председатель комитета по транспорту Казани Айдар Абдулхаков. – Революционных изменений для населения, как это было пять лет назад, новая схема не предусматривает.