Основные измения в Кодексе внутреннего водного транспорта РФ, уже одобренные во втором чтении, озвучил замминистра транспорта РФ Виктор Олерский на совещании, которое прошло сегодня в кабмине РТ.
1. Взвесим риски. Впервые в РФ появится система водного контроля на основе оценки рисков. К ним отнесут возраст судна, количество судов у владельца и число проверок без замечаний. Проводить такие проверки будет специально созданная в каждом водном бассейне служба – администрация бассейна внутренних водных путей. Капитан бассейна возглавит службу государственного водного контроля и будет ответственным за соблюдение требований безопасности судов. К нарушителям будут применять административные меры, вплоть до задержания судна, что раньше считалось недопустимым.
2. Один на всех? Ещё одно новшество, предусмотренное поправками, – это система управления безопасности судов. Каждая компания-судовладелец будет обязана иметь в штате ответственное за безопасность должностное лицо. Причём такой человек отныне не имеет права совмещать свою работу в нескольких фирмах. Как отметил Виктор Олерский, однажды он зафиксировал рекорд – один сотрудник на 10 (!) судовладельцев. Какая уж там ответственность!
3. Из первых рук. В стране запретят субаренду судов, чтобы фирмы-однодневки не могли получать судно в неограниченное пользование, как было с «Булгарией». Капитаны судов, перевозящих пассажиров или опасные грузы будут проходить дополнительную аттестацию в Росморречфлоте и получать соответствующий диплом, как это было в советские времена, отметил замминистра.
4. Раскошеливайтесь! Кроме того, трагедия на «Булгарии» привела к повышению штрафов. Так, КоАП будет предусматривать рост ответственности должностных лиц с 1,5 тысячи до 50 тысяч рублей. Наказание за перевозку пассажиров без лицензии или с нарушением требований увеличится до 400 тысяч рублей. Таким образом планируется создать своеобразный фильтр для не законопослушных судовладельцев.
5. Видно издалека. В 2012 году практически завершили установку береговых средств автоматической идентификации судов, чтобы издали отличать пассажирские суда большой вместимости и суда с опасными грузами. В Камском Устье такая система появится к августу. На крупных реках такая система будет налажена через спутниковую связь. А ещё, благодаря специальным опознавательным знакам, судно, к которому есть замечания, будет видно по всей реке.
Планируется, что закон вступит в силу до конца июля, а реальная работа начнётся уже в навигацию 2012 года. Посмотрим, какие результаты она даст.
Кстати
В прошлом году был принят закон о мерах поддержки российского судостроения. Как отметил Виктор Олерский, сегодня наблюдается настоящий «бум» заказов на строительство грузовых судов, в том числе на зеленодольском предприятии. А вот с круизными пассажирскими судами сложнее, ведь стоимость строительства каждого из них – 30-40 млн рублей.
– Я считаю, что без прямой субсидии в 30-40% здесь не обойтись, – подчеркнул замминистра транспорта РФ. – Можно поддержать хотя бы строительство 2-3 лайнеров по всей стране. Без этого шага развития речного пассажирского судостроения не будет.