154

Основы религиозных культур или светской этики?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. АиФ-Татарстан 25/04/2012

На этот вопрос отвечает директор Центра перспективных разработок в образовании Института развития образования РТ, член-корреспондент Российской академии социальных и педагогических наук Владимир Пискарёв.

Заказ на кадры

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) будут вести учителя начальных классов и историки, обществоведы основной школы. Пока он в обязательном порядке вводится лишь в 4-х классах.

Было предусмотрено, что в 2011-2012 гг. в Институте на дистанционной основе пройдут обучение более 2-х тысяч педагогов. Почти полторы тысячи из них получили необходимые удостоверения о повышении квалификации. Остальные – не прошли тестирование или не приступили по разным причинам к обучению, они должны будут пройти переобучение. Это неудивительно, ведь курс абсолютно новый, не имеющий аналогов. Недавно в Институт поступил заказ Минобрнауки РТ на дополнительное обучение ещё 500 учителей. С середины мая мы приступим к их обучению.

 

Не Закон Божий

ОРКСЭ имеет культурологический, светский характер. И когда кто-то говорит, что, мол, опять вводят Закон Божий, как до революции 1917 г., это абсолютно неправильно. При изучении основ религий, традиционных для нашей страны, исходной посылкой является то, что религии – часть культуры. В этом контексте и построено содержание курса.

На выбор было представлено несколько федеральных учебников, созданных как известными историками, так и не менее известными религиозными деятелями. В частности, один из учебников по основам православной культуры написал А. В. Кураев. Для школ Татарстана избран учебник, подготовленный А.Н. Сахаровым, членом-корреспондентом РАН, тогда директором Института российской истории Российской АН, и его соавтором К.А. Кочегаровым из издательства «Русское слово» (Москва). Учебник называется «Основы духовно-нравственной культуры народов России.

Основы религиозных культур народов России» и в нём идёт речь о христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. То есть о тех религиозных конфессиях, которые издавна существуют и сосуществуют в нашей стране. Кстати, главу, касающуюся ислама, написал Р. М. Мухаметшин, доктор политических наук, ректор Российского исламского университета, который читает лекции и в КФУ. К этому учебнику в нашем Институте подготовлено и методическое пособие для учителей.

 

 

Не научный атеизм

Теперь – о курсе «Основы светской этики»… В данном учебнике также достойное место занимает этнокультурная, региональная составляющая. Это традиции, праздники, обычаи, обряды, фольклор, литература, яркие эпизоды истории народов, населяющих Татарстан, в которых отражены их нравственные ценности. То есть школьники должны понять, что их родина – и Россия, и Татарстан, что у них богатое культурное наследие, не ограниченное этническими рамками.

«Подводные камни»

Учебно-методическое обеспечение нового курса имеется. К 1 сентября республика, надеемся, получит и подготовленные кадры. Возрастёт ли учебная нагрузка на детвору в связи с введением нового урока, не знаю. Но предполагаю, что не возрастёт. В школах должны найти разумный выход, ведь заботу о здоровье учеников начальных классов ещё никто не отменял.

Резонен и ещё один вопрос: кто и как будет обеспечить оптимальное соотношение преподавания основ тех или иных религиозных культур? Ведь учителя как городских, так сельских школ могут иметь, что называется, собственные религиозные взгляды и предпочтения. В каждом классе контролера не поставишь, да и не нужно это! В методическом пособии, разработанном в нашем Институте, мы проводим простую мысль: христианство, ислам, иудаизм и буддизм, несмотря на их уникальность и собственную историю, являются взаимно открытыми системами, близкими или сходными по миропониманию, признаваемым ценностям. Все традиционные религии России по сути одинаково отвечают на основополагающие вопросы: что есть добро, а что – зло, что такое хорошо, а что такое плохо. И поэтому важно, чтобы учитель, в первую очередь, осознал такую аксиому. Он обязан воспитывать в своих учениках толерантность. Это очень важно в современной России.

 

Комментарий
Протоиерей отец Олег (Соколов):

- Я не видел учебников. Поэтому судить о содержании не могу. Значение нового школьного курса, конечно, велико. Я – «за». При условии, что детям не станут навязывать, как сверху, так и снизу, никаких предпочтений в пользу той или иной религии. Лишь тогда будет толк.

Недавно узнал из ТВ-новостей, что один житель Казани подал в суд иск. Дескать, ночной покой нарушают громкие призывы с минарета соседней мечети к мусульманской молитве. Но с таким же успехом человек, исповедующий ислам, может обратиться в суд по поводу звона колоколов в соседней церкви. Неужели это предмет взаимных претензий и раздора. Следует с детства учить россиян взаимопониманию и веротерпимости.

Какой модуль в рамках курса ОРКСЭ – а их всего шесть - изучать их ребёнку, будут решать родители. Кто-то предпочтет основы одной из четырех традиционных российских религий, кто-то – основы мировых религиозных культур, а кто-то - основы светской этики. Собственно богословские вопросы, вопросы культовой практики – не сфера школьного образования, которое является и остается светским и никаким иным.

Нет хороших или плохих религий. Стремление найти более лучшую из них обернется вполне предсказуемыми негативными последствиями в многоконфессиональной стране, какой является Россия. Не нужно обществу и учительское «миссионерство».

Необходимо другое – постижение многообразия культур народов России, каждая их которых своеобразна и значима не только для ее носителей, но для всех россиян. Будем надеяться, что курс ОРКСЭ станет важным шагом на пути осознания этой истины.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах