Из минимального продуктового набора я выбрала 20 позиций. А после отправилась на рынок и сравнила, где они дешевле: в крупном сетевом гипермаркете, магазине у дома или на рынке.
Рынок
Уже после пятой палатки с овощами и фруктами я поняла: разброс цен на одни и те же продукты на рынке настолько велик, что придётся выводить среднее значение стоимости. Здесь, правда, есть из чего выбрать. Вот только разные категории товаров пришлось искать в разных павильонах, а то и в противоположных концах рынка. Может быть, всё дело в том, что я не отношусь к числу постоянных посетителей рынка. Думаю, последним не составляет труда ориентация в этом лавочном лабиринте.
Магазин у дома
Нелёгкой задачей оказалось найти магазин шаговой доступности, в котором были бы представлены все 20 выбранных мною товаров. В некоторых не удалось найти даже соли. Что уж и говорить о мясе, которое я не обнаружила даже в магазинах крупных торговых сетей. Таким образом из выбранных товаров я, с горем пополам, записала цены 19-и. При этом выбранный магазин не был в зоне шаговой доступности моего дома.
Гипермаркет
Магазины с таким широким ассортиментом лично меня страшат тем, что, придя за хлебом и молоком, здесь легко можно оставить половину рассчитанной на неделю суммы. Для этого созданы все условия: большая тележка, огромные площади, на объезд которых с тележкой понадобится время и возможность расплатиться банковской картой в случае нехватки наличных. Маршруты до товаров из списка я легко прокладывала благодаря подсказкам продавцов-консультантов.
Подсчитаем!
Так как в магазине у дома не нашлось мясо, мы сравнили стоимости продуктовых наборов из 19 товаров. Самым дорогим вопреки распространённому мнению, оказался набор из гипермаркета, самым дешёвым – с рынка. В магазине шаговой доступности преобладали товары со средней ценой.
Торговая точка |
Плюсы |
Минусы |
Рынок |
· широкий ассортимент; · низкие цены на сыпучие продукты (сахар, мука, соль, крупы), растительное масло, мясо и яйца |
· поиск павильона с нужным товаром; · дорогие овощи и фрукты |
Магазин у дома |
· шаговая доступность; · низкие цены на молочную продукцию |
· маленький ассортимент; · дорогие овощи и фрукты |
Гипермаркет |
· широкий ассортимент; · низкие цены на овощи и фрукты |
· удалённость от дома; · высокие цены на сыпучие, мясо и яйца |
– Кроме цены, есть другие важные показатели работы рынков, магазинов шаговой доступности и гипермаркетов, – отметила начальник отдела развития и координации внутреннего рынка данного Госалкогольинспекции РТ Розалия Арсланова. – Например, качество продукции. Так как товарооборот гипермаркетов выше, они, в отличие от магазинов у дома, могут себе позволить нанять товароведов, которые следят за качеством и условиями реализации продуктов. Неудивительно, что результаты акции «Нет просрочке!» показывают, что больше нарушений, связанных со сроками годности товаров, в магазинах шаговой доступности и на рынках.
В магазинах на остановках и на рынках чаще всего нарушается так называемое товарное соседство. То есть яйца, испачканные куриным помётом, могут лежать рядом с доской, на которой режут то хлеб, то колбасу. А это уже нарушение не только потребительского законодательства, но и санитарных норм.
Культура обслуживания в гипермаркетах, безусловно, выше, потому что они находятся на одном месте и дорожат своей репутацией. Не то, что мелкие торговцы, которые сегодня здесь, а завтра там. Неудивительно, что сфера рыночной торговли – рекордсмен по правонарушениям на потребительском рынке.
На мой взгляд, цивилизованная розница будет только укреплять свои позиции и вскоре станет доминирующим видом торговли продуктами питания. В ходе анкетирования, которое провели сотрудники нашего ведомства, выяснилось, что крупным магазинам больше доверяют около 62% опрошенных.
Тем не менее такие продукты, как мясо и рыба, потребители предпочитают покупать на рынке, потому что, как показал мониторинг, цены на эти товары здесь на 5-10% ниже, чем в гипермаркетах.