В пресс-службе мэрии обещают, что будет новый тендер, а в вышеупомянутом управлении говорят, что денег на новый контракт в городском бюджете нет.
Кто теперь будет приводить в порядок места последнего приюта казанцев, и так отнюдь не блещущие чистотой?
У семи нянек…
Даже на Арском кладбище, которое городские власти грозятся превратить в музей под открытым небом, мусор и хлам на первых линиях аллей – обычное дело. «Почему рабочие положили старый памятник прямо на могилы нашей семьи?» – выговариваю я администратору. Тот винит во всём владельцев соседних могил: «Люди самовольно памятники меняют…». Как будто в Правилах содержания кладбищ Казани не написано: «на территориях кладбищ запрещается устанавливать, переделывать и снимать памятники и другие надмогильные сооружения, мемориальные доски без разрешения администрации кладбища» (постановление исполкома № 1043 от 05.05.2005)… В итоге чужой демонтированный памятник с могил моего прадеда и деда обещают убрать - бесплатно.
«А с 1 октября и мусор, и упавшие деревья вообще убирать будет некому! – машет рукой служитель ритуального культа. – Раньше хотя бы раз в месяц мусор с контейнеров и контейнерных площадок вывозили. С 1 октября денег на это не дают».
От тлена убежать
«На ваших кладбищах беспорядок, потому что места под могилы фактически приватизированы, и больше ни за что платить не надо, - говорит моя немецкая подруга. – В Германии на муниципальных кладбищах землю можно лишь арендовать – на 10, 20 лет. Многие от этого отказываются по разным причинам, так что на месте могилки вскоре появляется обычная лужайка, зато всё чисто, аккуратно». Но что немцу хорошо, то русскому смерть – мы всегда идём своим путём. В Управлении по организации ритуальных услуг надеются, что деньги на уборку кладбищ они все же получат. Вопрос - когда?
В принципе, за уборку на кладбищах могут платить и родственники усопших. Такие услуги предоставляет МУП «Ритуал». Но сколько именно придётся выложить за расчистку – вопрос деликатный.
«Придите и на месте договоритесь с человеком», - говорит сотрудник МУП, а прейскурант огласить по телефону не решается. Понятно, что плата за уборку будет не каждому по карману.
Это значит, процесс исчезновения старинных могил на казанских кладбищах пойдёт ещё быстрее.
Кстати
Год назад краевед Леонид Абрамов пригласил всех неравнодушных казанцев поучаствовать в переписи надгробий Арского кладбища, ведущего свою историю с XVIII века. Энтузиасты планировали фотографировать и описывать сохранившиеся захоронения и надгробия XIX и начала XX в., направлять материалы в минкультуры РТ. Провели несколько таких акций и, хотя удалось собрать богатый материал, больше переписью не занимаются.
«Хотел обратить внимание на то, что необходимо обеспечить полную сохранность исторической части кладбища, - говорит Абрамов. - Но один в поле не воин - общественности это не надо. За этой сферой нужен жёсткий контроль, а у нас его нет».