Тамара Евгеньевна, Наб. Челны
«В июле 1943 го мы переправлялись через Ладогу. Фашисты кружили над головами и обстреливали нас. Из 3 катеров 2 пошло ко дну. Нас загнали в трюм, наш катер доплыл до берега. Видимо, судьба была выжить. А когда ехали на поезде уже в Уфу, поезда подбили, хвост. А мы были в начале состава».
Марианна Борисовна, Наб. Челны
«Когда ехали по "дороге жизни", соседка увидела мои распухшие руки, сняла с себя платок и завязала мне их, сделала муфту. Сама она умерла через пару дней».
Тамара Макаровна, Наб. Челны
«Я была ребёнком. Как-то раз мы шли с мамой в бомбоубежище по мосту. И тут нам встретилась женщина. Она угостила меня помидоркой. А ведь кругом был ужасный голод».
Эльвира Владимировна, Казань
«Я тоже блокадник, я тоже оттуда
Где голод был, холод, и стон.
И жизнь моя это великое чудо,
И я в это чудо влюблён!» Ольга Берггольц
Галина Андреевна, Казань
«3 дня нам не давали переправы через Ладогу. 3 баржи пошли на дно. Пропали наши вещи, мы по кусочкам собирали документы. Был голод, мы ели столярный клей, лебеду. И нас бомбили каждый день».
Бэлла Даниловна, Казань
«Холод, голод, постоянные бомбёжки. Очень хотелось есть. Всё время».
Юрий Семёнович, Казань
«7 ноября 1943 года мы уничтожили руководство Укрепрайона Ленинградской области во главе с генералом-лейтенантом. В составе начштаба и оперативного отдела. Об этом невозможно рассказать за 2-3 минуты, но это единственный случай уничтожения группы такого состава».
Сергей Александрович, Казань
«В мой День Рождения, с 14 на 15 августа 1942 года нас эвакуировали на Ладоге. Мне дали вторую порцию каши в честь Дня Рождения, и через 5 минут у меня пошла и верхом и низом кровь. Потом пошла носом, я задохнулся и рухнул на палубу. Слышал пулемёты, больше ничего толком не помню, и очнулся я уже у Ульяновска, в сарае, куда сбрасывали мёртвых. Была гроза, волна воздуха сильно хлопнула дверью и коснулась моего затылка, я очнулся от звука и прикосновения. Темнота была полная, я пополз на ощупь к одной двери, она была закрыта снаружи, тогда я стал искать другую, и нащупал руками лопаты. Меня не успели закопать. Я выбрался через ту дверь, что хлопнула. Видимо, её закрыли на веточку, и от грозового ветра она открылась».
Елена Никифоровна, Акиново, Алексеевский район
«Когда началась война, мы сдавали экзамены в училище. Всех наших ребят сразу забрали на фронт, а нас отправили рыть окопы. Нас бомбили, поливали из пулемётов, мы голодали. А потом попали в Ленинград. Нам давали 125 граммов хлеба в день, мы делили порцию на 3 части. Одну съедали сразу, вторую сушили на буржуйке, из третьей делали тюрю. Воду мы брали не в Неве, она была слишком далеко, а из люков водостока. Я носила стулья из Ленинского зала, ломала их, и топила буржуйку. Потому, наверное, и выжила».
52 ветеранам ВОВ из Татарстана вручили памятные знаки «В честь 70-летия полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады».