Молодые мамы забили тревогу еще в роддоме. Но их, к сожалению, никто не захотел услышать и все невозмутимо спокойно отвечали, что такого не может быть, у них все под контролем. И все же беда произошла. Факт подмены подтвердился уже через месяц после родов, когда папа одного из младенцев сделал анализ ДНК и получил на руки результат: «Отцовство практически исключено».
Две Людмилы, две дочки
В операционную роддома Перинатального центра 6 августа 2013 года были доставлены две беременные женщины. По случайному совпадению их звали одинаково – обе Людмилы Александровны. Одна – из Челнов, другая – из Мензелинска (ее направили рожать в автоград по медицинским показаниям) В 9.45 женщинам была сделана операция кесарево сечение – и с разницей всего лишь в минуту на свет появились две девочки. В этих семьях - вторые желанные дети.
– Когда мне показали мою малышку, я толком ее после наркоза и не рассмотрела, – вспоминает 28-летняя Людмила. – Она пищала, двигала ручками. Хорошо запомнились слова акушерки, сказавшей, что вес моей девочки 2 килограмма 800 граммов.
Потом мамочек увезли в отделение реанимации. Когда на другой день их подняли в палату, началась непонятная чехарда. Челнинке Людмиле сказали, что ее малышка весит 3600.
– Меня это насторожило – ведь накануне назвали другие цифры, к тому же и первенец был небольшим: всего 2,5 килограмма, – рассказывает она, с трудом сдерживая слезы. – Разве такое возможно?! Я столько раз просила разобраться, но и акушерка, и заведующая отделением меня успокаивали в один голос, мол, никакой ошибки быть не может. Было видно, что дочь ни на меня, ни на мужа совсем не похожа. Медработники могли же на месте во всем разобраться, и все было бы иначе. Но они просто не захотели!
32-летняя соседка по отделению реанимации, тоже чуть не плакала. Она рассказала, что еще во время беременности УЗИ показало, что у нее крупный плод – 3 килограмма 600 граммов. А ребенка принесли весом меньше. Женщины с удивлением рассказывали друг другу про странный весовой курьез, и вдруг осознали – а ведь их дочек перепутали!
Когда выписывались из роддома, Людмилы на всякий случай обменялись телефонами. Им пришлось вновь встретиться уже через месяц.
Или ДНК-тест, или развод!
Девочек, по удивительному совпадению, назвали на «а» - Анной и Айшат.
– Мы с тезкой из Мензелинска обменивались по интернету фотографиями, и чем старше становились наши девочки, тем очевиднее было, что они совсем не похожи на наших старших детей, – рассказывает челнинка Людмила. – Я столько слез пролила, похудела…
На своей страничке в соцсетях она написала: «Никому никогда такого не пожелаю...» Есть и такие высказывания: «Все можно пережить в этой жизни, пока есть для чего жить, кого любить, о ком заботиться, кому верить». «Бог посылает нам испытания, чтобы мы, преодолевая их, укреплялись, а не отчаивались». «Случайности не существует — все на этом свете либо испытание, либо наказание, либо награда, либо предвестие».
Если в семье челнинки муж более-менее спокойно реагировал на сомнения жены, то у Людмилы Дубаевой, наоборот, в доме создалась нервозная обстановка. Ее муж кавказской национальности выговаривал, что дочь Айшат совсем на них не похожа и даже грозил разводом. Все это сыграло негативную роль – жена часто плакала, дочь бросила грудь. И лишь через месяц, 3 сентября, супруг в Казани сделал экспертизу ДНК на отцовство, заплатив при этом более 12 000 рублей.
ДНК-тест подтвердил сомнения отца – это не его дочь! Супруги созвонились и поехали в Челны – решать, что делать дальше. Из-за ошибки акушерки оказавшись в непростой ситуации, супруги впервые увидели только спустя три месяца.
После этого мамочки сделали «перекрестное» анализы ДНК. Челнинка Людмила – с ребенком, который сейчас живет в Мензелинске. А ее тезка – с девочкой, которая жила в нашем городе. Через месяц пришли документы, которые расставили все точки над «i»
– Получила на руки долгожданный документ, и все поплыло перед глазами – девочка, с которой я вернулась из роддома, не родная, – вспоминает Людмила. – Я испытала такой стресс, что разболелось сердце, и мне пришлось вызывать «скорую», сразу даже грудное молоко пропало…
Как быть дальше? Историю с подменой детей семьи решили не оставлять без огласки и с помощью правоохранительных органов наказать виновных.
- Мы подали заявление в следственный отдел, но я не хочу, чтобы виновные сотрудники роддома Перинатального центра, оказались в тюрьме. Для меня важнее, чтобы в коллективе состоялся серьезный разговор, и были сделаны соответствующие выводы. Речь идет о судьбе детей, благополучии семей, – говорит челнинка Людмила. – Да и потраченные на ДНК-тесты деньги пусть вернут – они нам пригодятся.
Родители обратились и в отдел опеки и попечительства, чтобы решить вопрос о возвращении девочек в родные семьи. Там лишь развели руками – такого у них еще не было…
Печальный урок
ЧП в роддоме заставило мобилизоваться администрацию КДМЦ. Главный врач Равиль Бакиров сообщил: чтобы впредь не допустить подобных ситуаций, решено и в операционных роддома установить видеокамеры. Пока ими оснащены родзалы.
– Мы все в шоке от того, что произошло, – сказал Равиль Рустамович. – Не хочется верить, что в нашей больнице могло такое произойти. Как главный врач, я заинтересован в том, чтобы обстоятельно разобраться, почему такое случилось?
– Мы намерены возбудить уголовное дело в отношении должностных лиц по факту подмены и по факту халатности, – говорит адвокат пострадавших семей Ксения Саморокова. – Когда женщины после родов обратились к врачам и настаивали на том, что дети перепутаны, они не стали ничего проверять, помогать в установлении фактов. Чтобы ускорить процесс, надо, чтобы Камский медцентр признал свою вину и наши претензии. Мы будем судиться с медцентром, чтобы компенсировать моральный ущерб потерпевшим.
Психологи помогут привыкнуть к родным дочкам
Пока решается правовой вопрос, дети уже вернулись к родным мамам. Долгожданный обмен прошел в Детской республиканской клинической больнице в Казани. Мамы - тезки Людмилы решили прислушаться к советам врачей и пройти здесь курс медицинского обследования и психологической поддержки. Здесь их поселили в одной палате и создали все условия для проживания и, самое главное, – постепенной и безболезненной адаптации к родным дочкам.
– Очень тяжело расставаться с девочкой, которую я три месяца кормила грудью, очень к ней привыкла, – делится Людмила Трофимова. – Надеюсь, будем дружить семьями, созваниваться по телефону, обмениваться фотографиями. Интересно знать, как будет расти моя вторая дочка.
P.S.
В Камском детском медицинском центре проведена комиссионная служебная проверка, инициированная Минздравом республики. По ее итогам уволены начальник управления здравоохранения Челнов Ильнур Шарафутдинов, главврачрач Равиль Бакиров, его заместитель Рустем Кашапов и акушерка родового отделения Гульшат Халиуллина. Остальным сотрудникам, имеющим отношение к инциденту, объявлены выговоры.
Министром здравоохранения РТ А. Вафиным дано поручение специалистам, входящим в состав комиссии, внести предложения о мерах по предупреждению аналогичных нарушений в медицинских учреждениях республики. За последние 20 лет в республике не было ни одного подобного случая. Произошедшая чрезвычайная ситуация расценивается минздравом как исключительная и требующая принятия мер по недопущению подобного впредь, сообщает пресс-служба ведомства.