Мергасовский дом больше известен казанцам как «страшный зелёный дом» около Чёрноозерского парка. Привлечённые эстетикой разрушения, горожане частенько устраивают здесь «трэшевые» фотосессии, в том числе и свадебные. Однако мало кто знает историю этого интересного здания, яркого образца конструктивизма в архитектуре.
Не остаться сносом
«Клубком проблем» назвала ситуацию с Мергасовским домом Фарида Забирова, зампред Татарстанского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ТРО ВООПИиК). Причём вопрос о судьбе здания стоит уже много лет, впервые о необходимости расселения жильцов из этого дома заговорили лет двадцать назад. В чём же проблема?
- Одна из проблем заключается в том, что это здание имеет два адреса, - поясняет Ф. Забирова. – Один идёт по улице Кави Наджми, второй - по улице Дзержинского. При этом по первому адресу строение числится как памятник культурного наследия, а по второму – как жилой дом.
По этой логике, в первом случае признанный аварийным объект подпадает под действие Федерального закона об охране памятников и после расселения жильцов оно подлежит не сносу, а реставрации. Во втором, дом, как аварийный, подлежит сносу. И первое, что нужно сделать, по мнению специалистов, разделить проблему расселения с проблемой сноса с учётом требований Федерального закона.
Тут кроется очередная загвоздка. Если вопрос с двойным адресом теоретически можно решить, то расселение жильцов и приведение здания в нормальное состояние потребует массу времени, сил и средств. «Скорее всего, это будет очень длинная история, так как владельцам квартир в этом здании предлагают в качестве компенсации сумму из расчёта 11 тысяч за квадратный метр», - говорит Забирова. Вряд ли кто из жильцов с лёгкостью согласится на эту сумму или переехать из самого центра за пределы города. Но даже и в этом случае, если вдруг все жильцы решат покинуть свои квартиры на предложенных условиях, остро встаёт вопрос сохранности дома.
«Проблема в том, что там идёт геологическая складка, которая начинается с Кремля, проходит к дому через Пассаж , - говорит Фарида Забирова. - Геология там - хуже не бывает, так как в XIX веке засыпали Черное озеро, а вода всегда найдёт себе дорогу. И вот на этом ненадёжном грунте стоит Мергасовский дом».
Но как же решились построить рядом здание минстройжилкомхоза РТ на Дзержинского, 10? Оказывается, строение держится на монолитной плите толщиной в метр, как на дебаркадере. И таким образом, вся конструкция как бы находится на плаву. Аналогичным образом можно спасти и Мергасовский дом, но о том, в какие деньги это может встать, можно только догадываться. Хотя опыт укрепления фундамента в подобных геологических условиях у казанских реставраторов есть – так же спасали Александровский Пассаж.
Конструктивисткие «насыпушки»
Не менее тревожит реставраторов и качество строительства в эпоху конструктивизма (1920-1930 годы).
«В те времена строили, можно сказать, из чего попало. Особенность в том, что не было качественных строительных материалов, эти здания - практически «насыпушки», - говорит Фарида Забирова. - Аналогичная ситуация была на улице Тукая, когда с некоторых исторических объектов снимали современные надстройки и летели опилки, фанерки и т.д. И сейчас проблема сохранности зданий в стиле авангарда и конструктивизма, возведённых из очень слабых и недолговечных материалов, стоит очень остро. И даже если жильцы Мергасовского дома сейчас уедут, дом не простоит одной зимы». Потенциальный инвестор, которому показали это здание, вначале думал создать здесь дешёвое жильё для студентов. Но проанализировав ситуацию, специалисты пришли к выводу, что после реставрации дом станет «золотым».
Но, допустим, инвестор вложил средства и процесс реставрации начался. Тут может возникнуть ещё одна проблема – теперь уже методического характера. «Мергасовский дом - это памятник истории, там жили известные татарские писатели, - поясняет зампред ТРО ВООПИИК. - И когда мы имеем дело с памятником истории, то должны сохранить аутентичность обстановки, например, интерьер комнат, в которых жили деятели искусства. Иначе дом перестаёт быть памятником».
Несмотря на все эти сложности, реставраторы и историки уверены – здание памятника должно жить. «У нас в городе очень мало образцов конструктивизма. Мы должны приложить все усилия, чтобы отреставрировать и сохранить Мергасовский дом», - резюмирует Фарида Забирова.