О том, сколько стоит отпуск на Крымском побережье, что стоит привезти в качестве сувениров и Керченской переправе – в материале «АиФ-Казань».
Почему не берег турецкий?
Поездка на машине на полуостров была выбрана по нескольким причинам. Во-первых, точные даты отпуска определились незадолго до путешествия. Во-вторых, хотелось самостоятельно проехаться по Крыму (Севастополь, Ялта и т.д.), а по дороге домой - заехать к родственникам. Последний довод в пользу Крыма - жуткие отзывы друзей о курортах Краснодарского края. Вернее о бушевавшей там кишечной инфекции.
Судя по отзывам, большую часть отпуска многие туристы, в том числе дети, проводили в больницах, мучаясь рвотой, поносом и температурой. При этом никаких сообщений в прессе не было. И хотя заболеть можно где угодно, этот довод стал решающим. Мы собрались в Крым.
На подготовку ушло несколько дней. В машину взяли самое необходимое – вещи, плед, аптечку, еду, воду для мытья рук, инвертор для преобразования электроэнергии в 220 вольт (очень удобно прямо в дороге заряжать технику), а также навигатор со свежими картами, где Крым уже в составе России, планшет и прочие полезные гаджеты. Выезд назначили на шестое сентября на четыре утра, а ехать решили привычной дорогой на юг: через Ульяновскую, Саратовскую и Волгоградскую области.
Кстати, о дорогах. Они по большей части неплохие, особенно трасса М4 «Дон», на всём протяжении движение довольно активное, но не везде, кое-где идёт ремонт (например, около Ульяновска и Волгограда), оттого - пробки. Но мы и не гнали – в первую очередь, из соображений безопасности, кроме того – чем выше скорость, тем больше расход бензина (на некоторых участках до 14 литров на 100 км). Да и ГИБДД не дремлет. Поэтому держались в основном на круиз-контроле в пределах 100 км/ч. Вечером того же дня оказались в Волгограде. Из-за светофоров, потока машин и пробок в гостиницу, где собирались ночевать, приехали на час-полтора позже запланированного.
Отель мы заранее выбрали по Интернету. Он расположен на выезде из города. Самый дешёвый номер - на двоих взрослых и одного ребёнка - 1700 руб. (для следующих поездок приобретем палатку и будем ночевать в кемпингах).
Отдохнули, умылись и рано утром снова в путь - в сторону Ростова-на-Дону. Нас ждала дорога с выездом на трассу М4 «Дон». С небольшими остановками на перекус и заправку вечером 7 сентября заняли очередь в порт «Кавказ. Со стороны «хвоста» было непонятно, как далеки мы от пункта назначения, но морально мы были готовы к длительному ожиданию. В первом «накопителе» (стоянка машин поодаль от порта) оказались примерно через четыре часа. Там можно было перекусить, попить кофе и чай, принять душ, получить талон с номером очереди и купить билеты на паром. Всё происходило спокойно, без ругани и драк. Правда, находились шустрые ребята, которые пытались пролезть без очереди, но их были единицы. В 10 утра следующего дня мы уже гнали по Симферопольскому шоссе. Кстати, по пути паром сопровождали дельфины. Хорошая примета!
Ну, за Путина!
Крым встретил прекрасной, солнечной, нежаркой погодой, неплохим шоссе, вежливыми людьми. Для туристов завод «Новый свет» выпустил набор шампанского из двух бутылок в честь присоединения
То, что номера у Натальи забиты под завязку, неудивительно: просторные и чистые номера со всеми удобствами и балконами с видом на горы, зелёный дворик, до моря - пять минут. И тишина - хозяева в основном берут семейных. Всё удовольствие – 1000 руб. за ночь. Летом в пик сезона подобные номера сдаются по 1300-1500 руб./ночь, в гостиницах – 1500-2000 руб. Есть эконом-варианты подальше от моря, где душ и туалет во дворе – 300-500 руб. комн./ночь. Можно бронировать заранее, а можно – как мы – побродить-поискать на месте.
Решив жилищный вопрос, мы побросали вещи, и пошли на море – смыть с себя дорожную пыль. В Судаке пляж мелкогалечный, вода – чистая и прозрачная. Правда, некоторые туристы считают, что природа вокруг Судака бедновата по сравнению с Алуштой или Евпаторией с их хвойными лесами. Но те места нам ещё предстоит разведать. После пляжа, как полагается, оценка заведений общепита. Кафе и ресторанов много, но пока найдёшь «своё», может пройти несколько дней. Недобросовестных тоже хватает: вместо свиного шашлыка могут подать говяжий (видели сцену разборок), или назвать для блюда другую цену, чем та, что указана в меню на стене. Обычно опытные туристы интересуются заведениями, в которые ходят местные – там и цены ниже, и качество лучше. Но об этом мы догадались поздно, а потому перепробовали еду в разных местах. Обедали втроём и за 250 руб., и за 1000, в итоге обед на троих обходился в среднем в 500-550 руб. Так, ароматная шурпа стоила 70-75 руб., плов так же, печёный чебурек – 40-50, сладкий виноград – 35-40 руб. за кг. И, конечно, отличное вино известных крымских марок: молодое – от 100 руб., с выдержкой – от 200 руб. за бутылку. Правда, туристы говорят, что таких низких цен больше не будет – скорее всего, дальше Крым будет только дорожать. Да и наш хозяин отмечал: «До России всё дешевле стоило, а с мая цены сильно повысились. Говядина, например, стоила 150 руб., а сейчас 170 за кило».
Долгая дорога домой
Девять дней на побережье пролетели незаметно. На то, чтобы выбраться с Крымского берега, у нас ушло 55 часов. Именно столько мы простояли в ожидании парома у порта «Крым». Не повезло с погодой – с 17 по 19 сентября МЧС объявило штормовое предупреждение, и почти сутки паромы не ходили вообще. На вторые сутки стали ходить маленькие перевозчики на 25 и 40 машин.
Суда большей вместимости транспортники долгое время пускать не решались. Как объяснили в администрации, в Керченском проливе, где соединяются воды двух морей – Чёрного и Азовского – очень сильное течение, и большие паромы при шторме в четыре балла становятся неуправляемыми. Рассказывали даже, что когда министру обороны С. Шойгу поручили решить проблему с переправой, он пустил большие военные паромы с КАМАЗами на борту. Тех унесло в открытое море, и ловили беглецов чуть ли не у турецких берегов…
Пока бушевал ветер, люди, закутавшись, кто в пледы, кто в полотенца или махровые халаты, ждали у моря погоды. Сотрудники МЧС привозили гречку с курицей, кипяток, поставили палатку с кроватями и матрасами, постоянно пополняли запасы технической воды – для мытья рук, овощей и т.д. Дежурил ОМОН – на стоянке время от времени вспыхивали волнения, люди осаждали представителей администрации. Частники привозили горячее, задрав цены. В «накопителях» была создана бригада – народный контроль над тем, чтобы очередь соблюдалась согласно номерам на талонах.
Особенно тщательно дежурили ночью, так как прошёл тревожный слух: служащие без очереди отправляли на паром особо страждущих, беря «символическую» плату – от 3 до 5 тысяч руб. Возможно, благодаря именно народному контролю очередь на вторые сутки стала понемногу продвигаться и мы, наконец, тронулись. «Чем же вы там на стоянке занимались всё это время?» - спрашивали нас по приезду друзья и знакомые. Гуляли, общались с другими людьми, рассматривали на планшете крымские фотографии – несмотря ни на что, мы отдохнули хорошо и хотим еще не раз сюда вернуться.