Количество и качество
В марте этого года Институт анализа политической инфраструктуры обнародовал предварительные итоги работы Госдумы VI созыва. Одними из самых плодотворных на законодательные инициативы названы единороссы Ринат Хайров (248), Ирек Богуславский (232). «Молчунов» среди наших думцев не было, если не считать Олега Кима от КПРФ, чьи полномочия начались только в апреле 2016 г. В пятёрке авторов проектов, поддержанных парламентариями, также фигурируют Ринат Хайров (102),Ирек Богуславский (100), Ильдар Гильмутдинов (78). Выходит, наши думцы действовали в том же ключе, что и Дума в целом, которую злые языки назвали «взбесившимся принтером».
Резонансными законами депутатов от РТ Виктор Пешков называет введение уголовной ответственности за контрабанду алкогольной продукции, а также «противопожарный» пакет, принятый после трагедии в ТЦ «Адмирал». «Крикливых законов не было, - говорит депутат. - Татарстан очень прагматичен».
«Доставалы» в Москве
Сами депутаты, отчитываясь о работе, ставят во главу угла федеральные целевые программы (ФЦП). Каждый закреплён за несколькими ФЦП - для лоббирования интересов РТ и привлечения в неё средств бюджета РФ. Известно, что Радик Ильясов, закреплённый за минтранспорта РТ, с 2012 г. привлёк в РТ на развитие транспорта более 45 млрд. руб. По данным Фарида Мухаметшина, свыше 30 млрд. руб. за 5 лет дало участие РТ в программах «Доступная среда» и ЖКХ.
«Работа по ФЦП едва ли не на первом месте, потому что основные стратегические решения сейчас забраны в Москву, - рассуждает Владимир Беляев, завкафедрой социологии, политологии и менеджмента КНИТУ – КАИ. - Фактически мы только оперативным управлением занимаемся. В этом плане Р. Минниханов и его команда очень хорошо умеют «выбить» деньги из Москвы, освоить их, отчитаться. Но это вынужденная мера и далеко не единственный способ общения центральных и региональных властей. Нужно добиваться, чтобы был узаконенный процент общих отчислений, которые всегда будут у любого субъекта РФ. Вот это был бы федерализм. Это позволит нам жить так, как мы работаем. Тогда бюджет не будет зависеть от того, хороший у нас «доставала» в Москве или же нет».
Владимир Беляев напоминает, что законы составляются не для того, чтобы что-то запретить (чем, по мнению политолога, в основном и занималась 6-я Дума), а чтобы обеспечить права, свободу человека. «Отзыв депутатов избирателями у нас не практикуется, - говорит эксперт. - Парламентские расследования? На слуху такого не было. Однако ведь не только депутат должен воздействовать на избирателя, но и избиратель на депутата. В этом суть демократии».
По наблюдениям В. Пешкова, обращений к депутатам Госдумы от РТ не очень много. На приём приходят от двух до 10 человек. «Население понимает, что дело решается не депутатами, а в структурах исполнительной власти, - считает В. Пешков. - Поэтому люди приходят за поддержкой – чтобы их поддержали перед исполнительной властью. Сейчас граждане стали чаще обращаться в суд – я вижу в этом позитивное начало…
Подводя итоги, Президент РФ хвалил Думу, и по данным С. Нарышкина, председателя Госдумы, доверие к депутатам увеличилось вдвое. Может быть, так… Но коль скоро доходы населения падают, ощущение от уверенности в завтрашнем дне уменьшается, я был бы очень осторожен с позитивными оценками - самому себе, Думе, вообще всем структурам, которые занимаются управлением, регулированием нашей общественной жизни».
Комментарий
Ринат Хайров, член комитета Госдумы по обороне:
- Команда Татарстана активно работает в Госдуме. Участвуя в обсуждении общероссийских проектов, мы больше все-таки продвигаем решения, необходимые нашей республике. У каждого депутата есть свои полномочия и обязанности. (Каждый депутат Государственной Думы РФ от Республики Татарстан закреплен за теми или иными федеральными целевыми программами (ФЦП) с целью лоббирования интересов республики и привлечения средств федерального бюджета в регион – Прим.) Так, я закреплён за военно-промышленным комплексом (ВПК) и тем самым отвечаю за ряд целевых программ, которые мы успешно продвигаем.
Говоря о законотворчестве, хочу отметить поправки в закон о гособоронзаказе, которые призваныобеспечить повышение эффективности контроля в этой сфере. Мы инициировали их, основываясь наобращениях наших предприятий. Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что из выделенных на ВПК средств 1 трлн. рублей 800 млрд. руб. не дошли до заказчиков. Теперь деньги на гособоронзаказ «покрашены» - сделана некая защита, чтобы эти деньги шли на предприятия, доходили до конкретных исполнителей.
Я постоянно провожу встречи с избирателями, на каждую из которых приходят 8-12 человек, и в беседе они поднимают самые жизненно важные вопросы: ЖКХ, обеспечение жильём, социальные гарантии, несовершенство законов. Так, недавно обращался отец, сын которого утонул в бассейне. Мы начали разбираться, и оказалось: никакой ответственности за безопасность не несёт ни тот, кто отвечает за бассейн, ни тренеры, ни компания-арендатор. Значит, нужны поправки в законодательство для определения этой ответственности, госконтроля. Из каждой встречи возникают новые задачи и это очень важно, так как избиратели ждут от нас конкретные решения.