До революции 1917 года в России принято было отмечать Рождество, а Новый год считался второстепенным торжеством. «Впервые украшать елку и праздновать приход года стали в 30-е годы XIX века при Николае I. Его жена Александра Федоровна была урожденной немецкой принцессой», - рассказывает Алла Сальникова, заведующая отделением истории КФУ, автор книги «История новогодней игрушки».
Немецкая традиция в Казани
Казань в XIX веке была одним из самых крупных городов России наряду с Москвой, Санкт-Петербургом, Киевом, Одессой, Варшавой.
В столице Казанской губернии проживало много состоятельных немецких семей: торговцев, аптекарей, ремесленников.
С середины декабря магазины начинали предлагать новогоднюю атрибутику. Как и сейчас, на ярко освещенных витринах выставлялись подарки на любой вкус и елочные украшения. Располагались эти магазины на улицах Большой Проломной (ныне Баумана) и Воскресенской (ныне Кремлевская). Некоторые путешественники называли улицу Большую проломную «немецкой», поскольку там находились магазины и аптеки, принадлежавшие представителям именно этой диаспоры.
Большая часть иностранцев владела «магазинами изящных вещей»: продавала украшения для интерьера, картины, цветы, бумажные принадлежности. Перед Рождеством в этих лавках торговали елочными игрушками.
Первым русским елочным украшением были стеклянные бусы. «В селе Мелехово Московской области с начала XIX века делали женскую бижутерию: бусы, стеклярус, - рассказывает Григорий Ивойлов, коллекционер новогодней атрибутики. - А когда предприимчивые крестьяне смекнули, что у господ появился новый праздник, начали мастерить и украшения для елки. Причем разница между женскими бусами и елочными была лишь в длине».
Модными были стеклянные блестящие шарики, игрушки из ваты (белочки, козлики, зайчики, слоники и др.), а также плоские бумажные игрушки с рисунками с обеих сторон. Купить их могли только богатые люди, поскольку одно украшение стоило целое жалование врача или трех библиотекарей. Известно, что на Большой Проломной располагалась пекарня, где изготавливали кондитерские изделия-украшения: орехи и фрукты с серебряной или золотой посыпкой.
Приготовления к празднику
Как и сейчас, в конце XIX–начале XX века к Рождеству готовились заранее. В первую очередь, наводили порядок и чистоту. Хозяйки меняли шторы, на улицу выносили перины, кресла, диваны и выбивали пыль. В больших домах купцов и промышленников убирали паутину и пыль с потолков.
В печатных изданиях того времени встречаются инструкции, как сделать елочные игрушки своими руками. Женщины из дворянских семей обязательно должны были уметь создавать поделки, которые сейчас называют hand made. В ход шло всё: цветная бумага, фрукты, грецкие орехи. Из бумаги делали хлопушки.
До революции 1917 года на верхушке елки красовалась Вифлеемская звезда, которую обычно делали из картона и фольги. Только в советское время большевики поменяли ее на пятиконечную красную.
Кстати, после революции 1917 года, когда большевики запретили отмечать Рождество и главным праздником стал Новый год, он приобрел большую популярность среди татар.
«Рождество – это религиозный праздник христиан, в иноконфессиональную среду Новый год стали продвигать большевики, - поясняет Алла Сальникова. – И если в XIX веке татары никак не участвовали в новогодних торжествах, то в XX веке праздник стал традиционным в их среде».
Новый год праздновали в домах культуры, в трудовых коллективах. В начале XX века он еще не был семейным праздником.
Елка на съедение
Орехи и фрукты заворачивали в серебряную фольгу и подвешивали на елку. Часто вешали на дерево конфеты.
Елку наряжали не за месяц до Нового года, как сейчас, а за неделю до праздника. После утренника дети могли забрать себе угощения с лесной красавицы. Эту традицию называли «разграблением елки».
В конце XIX века аристократки стали проводить рождественские утренники для детей из бедных семей. В это же время появилась традиция организовывать публичные елки для детей из обеспеченных сетей.
«В Казани такие торжества проходили в трех местах: Дворянское собрание, военный и купеческие клубы, - перечисляет Алла Сальникова. – Чтобы попасть на елку в Дворянском собрании, платили за ребенка по 50 копеек. Также требовалась рекомендация одного из членов клуба. Чтобы попасть в купеческий и военные клубы достаточно было просто заплатить необходимую сумму».
Если первоначально в торжествах участвовали и взрослые, и малыши, то к рубежу веков, елка превратилась в основном в детский праздник.
Свинья и мухомор на новогодней открытке – к достатку в новом году
В XIX веке в Россию из Европы просочилась не только традиция украшать елку, но и обычай дарить на Рождество открытки. Большинство открыток печатались за границей. Среди них были и музыкальные, и ароматизированные. Часто их привозили в Россию без поздравительных надписей, уже здесь в местных типографиях на них штемпелем наносили различные фразы.
«На рождественских открытках тех времен можно встретить забавные темы: например, свиней или мухоморы, - объясняет Григорий Ивойлов, коллекционер новогодней атрибутики. – Эти открытки печатались немцами, а у них свинья и мухоморы считались символом достатка и благополучия».
На новогодних утренниках тех времен не было ни Деда Мороза, ни Снегурочки. Но фигурка бородатого старца из ваты всегда стояла под елкой.
Дед Мороз с автоматом
Советская идеология проникала не только во все сферы человеческой жизни, но и в культуру праздников. Так, елочные игрушки в виде слонов и зайцев постепенно заменяют красноармейцы, пионеры, украшения в форме военной техники.
Во времена самых жестоких сражений Великой Отечественной войны Новый год отменять и не думали. Тиражи открыток взлетели неимоверно.
Известно, что в блокадном Ленинграде печатались открытки тиражом в 400 тысяч штук. Поздравительная открытка с призывом бить врага должна была дойти до каждого солдата, дабы укрепить его дух и веру в победу.
На открытках 1940-х годов появляются военные сюжеты. Например, огромный советский солдат, символизирующий наступающий 1942 год, гонится с гранатой за фрицем. На другой открытке Дед Мороз, который вместо мешка с подарками держит автомат ППШ наперевес. Вместе с тем, можно встретить и открытки с изображением семьи, домашнего очага. Это означало, что Новый год стал превращаться из государственного торжества в семейное. Окончательным домашним праздником он стал к 1970-м годам.
В 40-х на открытках появляется изображение Кремля. Он становится главным образом Нового года для целой эпохи.
«В разные эпохи кремль будут рисовать по-разному, - подчеркивает Григорий Ивойлов. - При Сталине можно было изображать только Спасскую башню и исключительно с прямого ракурса. Рядом не могло быть ничего сказочного, вымышленного».
А вот во времена Хрущева Кремль рисовали с совершено фантастическими сюжетами. Из-за него взлетали ракеты, по соседству разворачивались стройки. В 1960-е годы стройка была очень праздничным символом. Тогда активно возводили жилье – «хрущевки» и часто желали на Новый год улучшения жилищных условий.
«Оливье», шампанское и обращение главы государства
«Советская эпоха – период постоянной смены культурных героев: сначала идеализировали полярников, летчиков, водолазов, а с 1960-х по 1990-е года главным героем становится космонавт», - рассказывает Григорий Ивойлов. На открытках этого периода можно часто встретить Деда Мороза или пионера летящего верхом на ракете в космос.
Если до 60-х годов игрушки были из ваты и картона, то при Хрущеве их заменяют стекло и пластмасса.
В это же время в Казани начали стали ставить главную городскую елку. Центральная елка всегда размещали на Площади свободы. Возле высокой лесной красавицы располагались ледяные домики с лавочками. Здесь можно было выпить чаю, приобрести сладкий петушок на палочке.
К 70-м годам главным атрибутом празднования Нового года становится телевизор. В это время окончательно складывается традиция празднования Нового года, какой мы ее знаем теперь: «Голубой огонек», салат «Оливье», шампанское «Советское» и обращение главы государства.