Ушедший в историю 2021 год был непростым. Как он изменил жизнь татарстанцев, «АиФ-Казань» выяснили на примере знаковых событий экономики республики.
Дали старт дороге века
Летом в республике началось строительство скоростной платной трассы М-12. Автобан стоимостью 705 млрд руб. сократит путь из Москвы до Казани до 6,5 часа. Ехать по трассе можно будет со скоростью 130 км/ч, платя при этом 2,5 руб. за км.
Трасса пройдёт по Московской, Владимирской, Нижегородской областям, Чувашии и Татарстану. На РТ приходится 142 км из 800 км общей протяжённости трассы. Она входит в республику в Кайбицком районе, пройдёт к д. Гребени с выходом на новый мост через Волгу, затем двинется севернее д. Орёл, п. Тарлаши, Пигали. Потом маршрут проляжет южнее с. Кирби, выйдет к Оренбургской трассе у д. Каипы Лаишевского района и дойдёт до с. Шали в Пестречинском районе. В районе Орла, где дорога должна пройти всего в 270 м от домов, по просьбам жителей её уведут в грунтовый полутоннель на три метра. По его краям поставят шумопоглощающие экраны и высадят еловую лесополосу.
К 2024 г. трассу продлят до Екатеринбурга, что сократит время в пути от Казани до Екатеринбурга с 14 до семи часов. По прогнозам, строительство М-12 привлечёт в инфраструктуру РТ около 170 млрд руб.
Пережили засуху
Летом режим ЧС объявили в 42 районах республики. Всему виной аномальная жара, из-за неё с полей собрали в два раза меньше зерна от того объёма, который считается в республике лучшим – 2,4 млн т против 4,3 млн т в 2019 г. Заметнее всего подскочила цена не на хлеб (Выпечка социальных сортов хлеба субсидируется государством. – Авт.), а овощи. За год белокочанная капуста подорожала на 179 %, картофель – на 80%, морковь – на 51 %.
В республике обещают увеличить на 10 % посевы овощей и картофеля. Предусмотрена и господдержка: 25 тыс. руб./га при производстве картофеля и овощей; возмещение 30% затрат на капремонт овоще- и картофелехранилищ; возмещение 50 % затрат на строительство новых овоще- и плодохранилищ; 70 % затрат – на приобретение мелиоративной техники.
Наладили выпуск «Золота»
В мае в особой экономической зоне «Алабуга» начали серийный выпуск первого российского автомобиля класса люкс Aurus Senat.
«Рассчитываем, что серийный выпуск Aurus усилит присутствие российских автомобилей и на международном рынке, даст возможность нарастить экспорт высокотехнологичной продукции, – отметил президент России Владимир Путин. – Открытие площадки в Татарстане – ещё один стимул для развития региона. Татарстан и так у нас в передовиках по очень многим показателям. Но за счёт появления современных рабочих мест, увеличения налоговых поступлений, которые необходимы для решения социальных задач, Татарстан сделает ещё один шаг вперёд».
Пустили электробус
В июле на дороги Казани вышел первый электробус. Инновационный транспорт курсирует по троллейбусному маршруту №3, от остановки «Речной порт» до ул. Академика Глушко. У электробуса 35 посадочных мест, всего же он рассчитан на 80 пассажиров. Есть кондиционер, пандус. Но главные преимущества – экологичность и энергоэффективность. За 10 лет работы такой вид транспорта позволяет экономить в два — три раза больше по сравнению с газомоторным и дизельным автобусом.
На регулярной основе электробусы Камского автозавода курсируют только по Москве. Для Казани планируют закупить 50 электробусов. Переговоры уже идут. Часть затрат компенсирует федеральный бюджет, объём закупок будет зависеть от этого финансирования. К тому же электробусам нужны зарядные станции.
Заключили сделку века
В сентябре нефтехимические холдинги СИБУР и татарстанский ТАИФ объединились в одну компанию. Это соглашение называют сделкой века. По её условиям акционеры ТАИФа получают долю в размере 15% в СИБУРе в обмен на контрольный пакет акций ТАИФа.
«Эта сделка принесёт для республики, для жителей республики пользу, потому что такая компания сможет реализовывать большие проекты, ведь она уже в пятёрке мировых компаний», — отметил президент Татарстана Рустам Минниханов.
Он заверил, что социальные проекты, поддержка детского и профессионального спорта, в которых участвовали компании, приобретаемые СИБУРом, продолжатся.
Вернули военный госпиталь
В августе в Казани рядом с Республиканскими больницами – клинической и детской заложили военный госпиталь. В Казани он работал начала XIX в. Однако в 2012 г. перестал существовать, что очень огорчило горожан. Люди настаивали, что военный госпиталь городу необходим. Новый госпиталь рассчитан на 150 мест. Первую очередь откроют в июле 2022 г. В декабре этого же года госпиталь заработает в полную силу. Строительство этого госпиталя Минобороны РФ обойдётся в 3 млрд рублей. Генеральный подрядчик строительства - Военно-строительная компания минобороны РФ.
Министр обороны России Сергей Шойгу пообещал, что высокотехнологичную медицинскую помощь там смогут получить не только военнослужащие, и их семьи, но и гражданское население республики.
Увеличили дефицит бюджета
Законопроект о бюджете Татарстана на 2022 г. приняли с рекордным дефицитом в более чем 24 млрд руб. Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин пояснил, что большой дефицит обусловлен в том числе и большим объёмом нацпроектов и других программ, которые предлагает федеральный центр и которые требуют софинансирования со стороны регионов.
«Нам выгодно участвовать во всех этих проектах и искать средства на софинансирование, чтобы республика не отстала в своём развитии», — подчеркнул Фарид Мухаметшин.
В 2021 г. в Татарстане на национальные проекты направили 34,1 млрд руб. На эти деньги построили и отремонтировали более 555 объектов: детсады, школы, дома культуры, парки, дороги.
КОММЕНТАРИЙ
Доктор экономических наук, вице-президент Академии наук Республики Татарстан Вадим Хоменко:
— Объединение ТАИФа и СИБУРа объясняли также заинтересованностью в поставках природного газа на предприятия республики. Ведь у нас добывается только попутный газ, основные же поставки природного газа идут к нам из других регионов страны.
Но, на мой взгляд, у этого альянса есть не только плюсы. Думаю, что, вступив в него, мы лишаемся возможности манёвра по поставкам сырья, так как будет жёсткая привязка к одному поставщику.
Что касается татарстанской нефтехимии, то в России практически нет комплексов с такой высокой глубиной переработки нефти, как в нашей республике. Республика из года в год выходит в лидеры в ПФО по количеству поданных и зарегистрированных инновационных патентных заявок. Больше всего патентов в сфере нефтедобычи и нефтехимии.
На мой взгляд, дальнейшее развитие должно быть связано с коммерциализацией, в том числе и за пределами республики, огромного количества патентов, который у нас накоплен. Это самое перспективное направление. Ведь на экономической арене лидируют не страны с большим объёмом производства, являющиеся «мировыми фабриками», как скажем Китай, а те, кто обладает преимуществом в сегменте самых передовых технологий — в фармацевтике, машиностроении, электронике, биотехнологиях. Вот это лидерство нам надо захватить и удерживать. И тогда инвестиции в республику потекут в ещё большем объёме.
ЯЗЫКОМ ЦИФР
В 414 млрд руб. оцениваются собственные доходы РТ с учётом федеральных программ;
На 3,8 % — на более чем 3,2 трлн руб. – вырос валовый региональный продукт;
665 млрд руб. инвестиций в основной капитал рассчитывает привлечь республика.
По предварительным результатам 2021 г. в РТ