Банк России на внеплановом заседании 15 августа резко повысил ключевую ставку - с 8,5% до 12% годовых.
Как это отразится на рядовом потребителе и на крупном бизнесе, Центру медиакоммуникаций КФУ прокомментировал профессор кафедры финансовых рынков и финансовых институтов Института управления, экономики и финансов Казанского федерального университета Игорь Кох.
Эксперт напомнил, что повышение ключевой ставки автоматически приводит к повышению всех остальных ставок в экономике, ставок по долговым инструментам, по депозитам, облигациям, кредитам.
«Это означает, что те, кто имеет сбережения, будут иметь возможность инвестировать более эффективно, получать больший доход от сбережений, а те, кто пользуется кредитами, вынуждены будут платить больше, - сказал Игорь Кох и уточнил, что это касается лишь новых кредитов. Выданные ранее кредиты будут обслуживаться по той ставке, которая была раньше. То же самое происходит и с депозитами.
«Более высокие процентные ставки, как правило, способствуют укреплению курса рубля, - назвал ещё одну тенденцию эксперт. - Мы это с вами уже увидели, – курс рубля укрепился на семь рублей. Почувствовать эффект глубокой девальвации мы не успели».
Профессор КФУ считает, что до россиян не дошли товары по ценам, исходя из 100 рублей за доллар. Он не исключает замедления темпов инфляции, того, что цены будут расти медленнее. «Это зависит от того, в какой степени производители, продавцы тех или иных товаров пользуются кредитами, - рассуждает Игорь Кох. - Напрямую на цены и товары ключевая ставка не влияет, растут издержки тех компаний, которые имеют слишком большую кредитную задолженность».
Повышение ключевой ставки может неблагоприятно сказаться на крупном бизнесе, отмечает профессор. По его мнению, это почувствуют продавцы недвижимости, мебели, бытовой техники, прочих товаров длительного пользования, которые очень часто приобретаются в кредит.
«Для рядового потребителя повышение ключевой ставки может привести скорее к торможению роста цен, чем к его ускорению, - сказал Игорь Кох. - Чем меньше люди берут кредит, тем меньше предъявляют спрос на товары, тем сложнее повышать цены на эти товары».