10 июля – дважды чёрная дата в истории татарстанского флота. В 2011 году в этот день затонул двухпалубный дизель-электроход «Булгария». Тогда погибли 122 человека. 11 лет спустя ровно в годовщину трагедии «Булгарии» в Татарстане произошло новое кораблекрушение пассажирского катамарана «Казанец-1». Что это – злой рок или обычная халатность, в репортаже «АиФ-Казань».
Отделались испугом
Жара. Июль. Все казанцы стремятся к воде. Вот и известный в Казани спортивный чиновник и бизнесмен решил встретить день рождения на борту теплохода. Он арендовал прогулочный катамаран «Казанец-1» 1994 года выпуска с регистрационным номером АА2209. Вот только не учел одного – вместимость судна всего 15 человек, а на борту оказались сразу 35 человек: гости, команда теплохода, обслуживающий персонал, ди-джеи. Никто и словом не обмолвился о том, что эта вечеринка может быть опасной.
ЧП произошло днём 10 июля в Верхнеуслонском районе вблизи деревни Захваткино в районе пристани Аракчино. Судно начало крениться в одну сторону практически сразу после того, как отошло от берега. Люди пытались выправить ситуацию, перебегая к другому борту. Но это не помогало, теплоход начал переворачиваться. Тогда пассажиры стали прыгать в воду. Спасательных жилетов было мало, их надели на женщин. Некоторые не умели плавать и хватались за сапборды, которые были на борту. На счастье, в воскресенье на Волге было многолюдно, и погружающееся на дно судно заметили сразу. Людей из воды подбирали речные суда, катера и лодки, а затем к терпящим бедствие поспешил другой прогулочный теплоход «Добрый». Именно он в 17.55 забрал большинство пассажиров «Казанца» и доставил в речной порт Казани в 18.26.
Многих встречали родственники, которым позвонили потерпевшие бедствие. Также в порту уже дежурили медики. Пассажиры отделались только испугом, никто из них серьезно не пострадал.
Причины кораблекрушения
Теплоход перевернулся вверх дном и погрузился на глубину примерно четыре метра. Место происшествия специалисты Волжского бассейна внутренних водных путей во избежание столкновений сразу оградили белым бакеном с черным крестом. Кроме того, водолазы ЗПСО-2 Поисково-спасательной службы республики установили на днище перевернувшегося судна сигнальный фонарь. Судно пока не подняли на поверхность, этим будет заниматься непосредственно владелец.
После кораблекрушения Центральным межрегиональным следственным управлением на транспорте СК России возбуждено уголовное дело по ч.1.1 ст. 263 УК РФ (нарушение правил движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта повлекшее по неосторожности причинение крупного ущерба). Максимальное наказание – два года лишения свободы.
Следователи уже в речном порту Казани начали опрашивать свидетелей – пассажиров судна, а также капитана прогулочного теплохода.
На сегодняшний день существует несколько версий происшествия. Первая и основная – перегруз. Следователи должны выяснить, кто виноват в том, что пассажиров было гораздо больше, чем разрешено. Вторая – техническая неисправность теплохода. Ход расследования уголовного дела поставлен на контроль в центральном аппарате СК.
Уже в ходе следствия выяснилось, что этот теплоход уже попадал в неприятную историю в прошлом году. Как мы уже сообщали, теплоход сел на мель в 200 метрах от берега в районе Храма Всех Религий в Кировском районе Казани. Тогда на борту судна находилось 13 человек. Пассажиров доставили на берег на спасательных катерах, медицинская помощь никому не понадобилась.
У «Булгарии» шансов не было
По неофициальной информации, у следователей имеются вопросы к капитану судна, а также владельцу - Владимиру Казакову, который сдавал его в аренду. Почему они разрешили подняться на борт компании из 35 человек при максимальной вместимости 15 пассажиров. Почему не все пассажиры были обеспечены средствами спасения?Предупреждали ли они участников дня рождения о возможных рисках такой прогулки или просто решили заработать деньги.
Пассажиры утверждают, что они чудом спаслись. Река была спокойная, еще не стемнело. Кроме того, у берега было много катеров и лодок, которые помогали выбраться людям из воды. И капитан «Доброго» (название говорит само за себя) вовремя сориентировался и успешно эвакуировал людей на берег.
Многие уже начинают проводить парллели с крушением, которое произошло в этот же день 11 лет назад. Но при всех удивительных временных совпадениях, в 2011 году у пассажиров «Булгарии» такого шанса на спасение не было даже близко. Бушевал шторм, судно затонуло буквально за три минуты. Команда не успела ни подать сигнал бедствия, ни предупредить пассажиров. Также стало известно, что мимо терпяшей бедствие «Булгарии» прошли и даже не среагировали на происходящее два судна: сухогруз «Арбат» и буксир «Дунайский-66». Последствия крушения «Булгарии» страшные: погибло 22 мужчины, 72 женщины и 28 детей.
Беда постучалась во многие семьи татарстанцев. Следствие шло тяжело: было много нарушений – и мелких, и крупных, поэтому не сразу определили круг виновных. К тому же сама «Булгария» была построена еще в 1955 году в Чехословакии и судно своё уже давно отслужило.
Кого же признали виновными в гибели людей на «Булгарии»? 11 лет получила субарендатор теплохода Светлана Инякина, которая, по мнению суда, не обеспечила безопасность плавания.
Начальник отдела Ространснадзора Ирек Тимергазеев был приговорён к шестигодам колонии общего режима, инспектор этого ведомства Владислав Семёнов осуждён на 5 лет.
Старший помощник капитана Рамиль Хаметов получил 6,5 лет колонии. Старший эксперт камского филиала Российского речного регистра Яков Ивашов, выдавший фирме «Аргоречтур» заключение на эксплуатацию судна, был осуждён на 5 лет колонии.
Крушение «Булгарии» получило большой резонанс, по стране прокатились проверки всех водных транспортных средств. В июне 2012 года приняли федеральный закон об обязательном страховании ответственности перевозчиков. В том же году ужесточили контроль за судоходством на водных путях России.
Но постепенно всё забылось и вновь капитаны судна, владельцы и арендаторы не придают значения мерам безопасности эксплуатации судов, которые бы могли предотвратить подобные несчастные случаи. Что кроме корысти помешало судовладельцу проявить здравое благоразумие и отказать имениннику и его гостям использовать аварийного судна для выхода в рейс? Думаем, что эти вопросы задают им и следователи, которые ведут это дело.
СПРАВКА
Катамаран «Казанец-1». Год постройки – 1994. Сделан в Чкаловске. Основной материал конструкции — сталь. Длина судна составляет 15 м, а ширина — 3,62. Вместимость – 15 человек. Средняя рыночная цена такого катамарана порядка 800 тыс. рублей.