11 октября, в день траура по погибшим в авиакатастрофе под Мензелинском парашютистам, близкие покойных приехали к зданию судмедэкспертизы в Набережных Челнах. Они должны были опознать и забрать тела своих родных.
В храме, вузе, на площади
Одними из первых скорбную процедуру прошли родственники челнинского предпринимателя Равиля Шарафутдинова. 47-летнего мужчину похоронили в тот же день в 11 утра.
Жители автограда несут цветы к временному мемориалу в память о погибших в катастрофе с самолётом Л-410 у Мензелинска. Его установили на площади Азатлык возле здания мэрии.
Тела пилота Александра Зыкова и парашютистки Ольги Минибаевой прямо из Набережных Челнов привезли в Никольский кафедральный собор Мензелинска. Отпевание состоится 12 октября.
«Есть такая традиция, чтобы усопший находился перед отпеванием в храме, – объясняет настоятель собора отец Роман Храмутичев. – Поэтому они сегодня здесь, в соборе. Храм будет открыт всю ночь, чтобы сюда могли прийти все желающие проститься. Здесь семья пилота: жена и двое сыновей. А ещё к дяде Саше, как я всегда называл Александра, едут друзья из Ижевска, других городов, будут прощаться с ним всю ночь».
Отец Роман дружил с Александром Зыковым много лет. Даже прыгал с парашютом под его руководством. Считает его опытнейшим пилотом и добрым, радостным человеком.
О трагедии отец Роман узнал сразу после службы от своих прихожан. И он сразу поехал на место крушения. Несмотря на оцепление, пытался, как мог, помочь спасателям, растаскивал брёвна, рядом с которыми упал самолёт.
В КФУ скорбят о 19-летней студентке Ксении Самигуллиной. В вузе запомнили её жизнерадостной, открытой, отзывчивой, и невероятно доброй. Одногруппники девушки настолько подавлены её нелепой смертью, что не в силах давать интервью.
«О том, что Ксения интересуется прыжками с парашютом, я узнал только после трагедии, – говорит завкафедрой экономической безопасности Айдар Туфетулов. – Она была очень трудолюбивой, старательной и целеустремлённой студенткой. Весь университет выражает глубокие соболезнования родным и близким погибших при крушении самолета под Мензелинском. А пострадавшим в страшной трагедии мы желаем скорейшего выздоровления».
Тяжело, но стабильно
Уже на второй день после трагедии появилась информация, что двоим пострадавшим стало лучше, из реанимации их перевели в травматологию. Ещё трое остаются в реанимации. А шестой пострадавший после операции подключён к аппарату ИВЛ.
Известно, что у Вадима Фахрутдинова из Уфы, как у большинства пострадавших, основной удар пришёлся на грудную клетку. Голова и шея целы. Состояние Вадима врачи оценивают как стабильное.
В стабильном состоянии и Вячеслав Пискунов из Ульяновска. «Сознание не терял, летал по салону», – вспоминает он момент крушения. .
Власти Татарстана объявили суммы выплат семьям погибших и пострадавшим в катастрофе. Минсоцзащиты РТ выплатит родным погибших по 1 млн рублей. Выплаты по 400 тыс. рублей предусмотрены для получивших в авиакатастрофе тяжкий или средний вред здоровью. Получившим лёгкий вред здоровью выплатят по 100 тыс. рублей.
Уголовное дело о катастрофе передано в центральный аппарат Следкома России – для всестороннего и объективного расследования, пояснила официальный представитель СКР Светлана Петренко.
Сесть, не раздумывая?
Тем временем в республике, как писали «АиФ-Казань», обсуждают несколько версий причин внезапной остановки двигателя самолёта: его износ, перегрузка машины, попадание птицы в двигатель.
По мнению председателя совета директоров группы компаний, работающих в сфере деловой авиации, Азата Хакима, причин отказа двигателя может быть множество. Это и несвоевременное техническое обслуживание, и заводской дефект.
«Думаю, у самолёта была явная перегрузка. Там было 22 человека, а этот самолёт рассчитан на 19 человек, – рассуждает Азат Хаким. – К тому же каждый парашютист с полным снаряжением весил порядка 90 – 120 кг. Если бы двигатели работали нормально, проблем не возникло бы. Но при отказе одного двигателя и при перегрузе одному двигателю самолёт не вытянуть. Его хватит только для снижения и для немедленной посадки».
Азат Хаким делает оговорку, что он может ошибаться в своих оценках, но экипаж, на его взгляд, принял немного неграмотное решение. Он считает, что, коль двигатель отказал, и ты знаешь, что у тебя есть перегруз, надо немедленно садиться – прямо перед собой. Именно так поступил в Жуковском 15 августа 2019 года экипаж Airbus, у которого на взлёте отказали оба двигателя: в них попала стая птиц. Они сели прямо на кукурузное поле. Экипаж, не раздумывая, моментально принял такое решение. Все бывшие на борту выжили.
«Как я понял, у самолёта под Мензелинском с правой стороны было поле, – делится наблюдениями эксперт. – А они, видимо, пытались вернуться на аэродром и этим усугубили своё положение».