Очевидно, официальной причиной будет названа ошибка командира экипажа Андрея Смоленцева при взлете.
При разгоне Андрей Смоленцев притормозил самолет, поставив ступни на педали. Когда же он потянул штурвал, чтобы взлететь, то уперся в педали ногами.
Дело в том, что ранее Смоленцев летал на ЯК-40. Управление педалями ЯК-40 и ЯК-42 схожее. Чтобы контролировать разбег самолета, пилот должен нажать нижнюю часть педалей, чтобы затормозить – придавить верхнюю часть.
Однако есть существенное различие. Педали ЯК-40 сконструированы таким образом, что там имеются удобные чашечки под каблук. Ноги в Як-40 можно полностью поставить на педали. Что касается педалей ЯК-42, там таких чашечек нет. Каблуки приходится держать на полу. Однако летчики, переучившиеся с одного типа самолета на другой, по старой привычке могут поставить на педаль ЯК-42 всю ступню.
Видимо, так и поступил Андрей Смоленцев. Произошел «тормозной взлет». Педали отклонились в сторону торможения.
До крушения ЯК-42 7 сентября подобных аварий не фиксировалось, сообщает РБК.