Примерное время чтения: 7 минут
330

Звонят, откройте кошелёк. Как побороть вал жульничества по телефону?

Жертвами телефонных мошенников часто становятся пожилые.
Жертвами телефонных мошенников часто становятся пожилые. pixabay.com

Злоумышленники всё чаще выманивают деньги у татарстанцев, представляясь сотрудниками банков. Они пугают граждан, что их средства в опасности, и предлагают перевести деньги на «надёжные» счета. Возбуждаются уголовные дела, но информации о том, что удалось наказать мошенников, почти нет. Почему так получается, разбирался «АиФ-Казань».

Пытались спасти свои деньги

«84-летняя бабушка в течение двух недель перечисляла мошенникам деньги, пытаясь уберечь деньги от снятия посторонними лицами, и потеряла в общей сложности 5 млн руб.», «женщина перевела полмиллиона на 33 продиктованных мошенниками счёта», – пестрит сообщениями новостная лента в РТ.

«Вслед за развитием электронных финансовых и платёжных инструментов заметно изменилась структура преступности. Это раньше самыми распространёнными преступлениями были квартирные кражи. А сегодня денежные средства всё чаще похищаются с использованием Интернета и мобильной связи. В 2021 году из 30 тыс. имущественных преступлений почти половина – 14,2 тыс. – совершены с помощью информационно-телекоммуникационных технологий», – констатирует прокурор РТ Илдус Нафиков.

Только в Казани за неполных 11 месяцев 2021 года совершено 3,5 тыс. подобных случаев мошенничества, при этом число преступлений не­уклонно повышается, сообщают в Управлении МВД России по Казани. Схемы обмана граждан всё разнообразнее, а жертвами телефонных жуликов становятся в основном пожилые.

Недавний случай. 26 января 62-летнему казанцу Виктору Петровичу (имя изменено) поступил звонок якобы из банка.

«Звонивший сообщил, что со счёта пенсионера неизвестные будто бы пытаются похитить 50 тыс. руб., и чтобы этого не произошло, нужно выполнять все указания «сотрудника Центробанка», который сейчас выйдет на связь, – рассказал юрист потерпевшего Андрей Сучков. – Второй позвонивший – Александр – попросил помочь поймать преступников и добавил, что нужно перевести деньги якобы на счёт, подконтрольный МВД РФ».

Пожилого человека не оставляли без внимания ни на минуту. Следуя указаниям в трубке, он отправился в банк, где у него хранились деньги, снял там 200 тыс. руб., а потом через сотового оператора перевёл их на продиктованный счёт.

На этом злоключения мужчины не закончились. Утром следующего дня позвонил всё тот же Александр и сказал, что на имя пенсионера какие-то люди пытаются оформить кредит. Чтобы опередить их, надо поехать в тот же банк, оформить заём и перечислить взятые в долг деньги на «безопасный» счёт. Пожилому человеку даже вызовут такси, чтобы он сделал всё быстро.

Виктор Петрович выполнил инструкцию. Лишь позже, не получив, как было обещано, деньги «с безопасного счёта МВД РФ», он понял, что его обманули. Он обратился с заявлением в отдел полиции «Промышленный» Казани.

«30 января он сообщил в банк, что считает получателей своих денег мошенниками, но, насколько я знаю, счета зло­умышленников не были заморожены ни тогда, ни спустя 10 дней после подачи заявления в полицию. В банке объясняют это тем, что нет распоряжения следственных органов», – комментирует юрист.

Пресс-служба банка-получателя и Управления МВД России по Казани не ответила на запросы «АиФ-Казань» по поводу этой истории.

Хлопотное дело

«Следственные органы активнее бы включались в поиски телефонных мошенников, но находятся в таких условиях, что взваливать на себя эту ношу не хотят, – считает адвокат Борис Рыбак. – Процедура сбора доказательств у провайдеров и финансовых организаций трудоёмкая, требует привлечения специалистов. Кроме того, сейчас уголовный процесс перегружен бюрократически: если 30 лет назад одноэпизодное дело, скажем о краже (допросы, экспертиза, характеристики), могло быть на 30–50 страницах, то сейчас – 200–300 страниц и больше. Требуются финансовые и людские ресурсы, а сроки ограничены. Зачем следствию с этим связываться?»

Нужно упростить систему взаимодействия полиции и банков, чтобы полицейские сразу же по получении заявления жертвы могли бы потребовать у банка приостановления операций. Таким образом можно было бы не дать прохиндеям передавать средства на счета, с которых преступники уже безвозвратно снимают их.

Ещё одна мера, которая могла бы помочь, – введение для граждан преклонного возраста услуги второй подписи, когда пенсионер не может взять кредит или сделать перевод без второй подписи – дочери, сына или другого человека, которому он доверяет.

«Первая задача мошенников – напугать и дезориентировать человека, в этом случае он, как под гипнозом, будет действовать по указке преступников, – объясняет доцент Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ Антон Горин. – Вторая – не дать положить трубку, ведь как только человек сделал это, он оборвал «поводок». Поэтому, если на том конце «провода» незнакомец вас пугает чем-то или торопит – сразу же кладите трубку. Медленно досчитайте до 30 и позвоните тому, кто может помочь, – в полицию, в банк, родственнику.

МНЕНИЕ

Экс-руководитель психологической службы УФСИН по РТ Владимир Рубашный:

«При разговоре по телефону человек воспринимает информацию только на слух, и человеку сложнее относиться к ней критично. Неслучайно жертвами проходимцев часто являются люди преклонного возраста – они более внушаемы и тревожны. 

Нужно объяснять своим пожилым родителям, что перечислять деньги после телефонного не надо, что банковские работники не будут звонить с такими предложениями. При этом говорить об этом нужно много раз, как детям  о том, что открывать дверь незнакомцам нельзя. Это нужно повторить не раз, как мы напоминаем детям не открывать никому дверь квартиры.

Кстати, большие накопления нужно и от себя держать подальше – под влиянием минуты распорядиться ими можно неудачно.

И ещё. Есть аппаратура, позволяющая определять номера мошенников, а потом блокировать их. Почему мало пользуются этой возможностью, вопрос».

КСТАТИ

Следственное управление СКР по РТ сообщает, что всё чаще обманывающие граждан телефонные собеседники представляются работниками силовых органов.

 «Сотрудники правоохранительных органов, проводящие следствие, вызывают граждан не звонком, а повесткой и никогда не запрашивают по телефону информацию по счетам и пластиковым картам. Ни дистанционно, ни при очной встрече они не требуют перевода денег на какие-либо счета, – отмечают в пресс-службе СУ СКР по Татарстану. – Нельзя, желая проверить мошенников, перезванивать на телефон, с которого вам позвонили. Чтобы выяснить, действительно ли вам звонили из силового ведомства, наберите номер телефона доверия с сайта следственных органов».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах