По её искам через суд установлены пандусы во многих учреждениях Набережных Челнов – от прокуратуры до банка. Сегодня начинающий юрист нарабатывает практику в области защиты прав инвалидов.
Первые победы
Олеся признаётся, что желание справедливости и активность у неё от родителей. Говорит, не может быть, чтобы в семье один молчал, а остальные говорили. Её отец Александр Дмитриевич, несмотря на пенсионный возраст, продолжает работу фрезеровщиком на «КАМАЗе» - 31 год за одним станком. Мама Валентина Васильевна - инженер по образованию, не работает с тех пор, как родилась Олеся, с диагнозом спинальная амиотрофия.
Олеся с родителями.
Ограниченные возможности здоровья никогда не ограничивали Олесю. Она окончила обычную школу. Осуществила мечту, поступив в Елабужский педуниверситет на факультет иностранных языков. А ещё поняла, что никто ничего не принесёт ей на блюдечке с голубой каёмочкой. Так сама Олеся определяет причину, по которой она решила получить второе высшее, юридическое, образование.
Из первых побед ей запомнилось увольнение участкового милиционера, который злоупотреблял спиртным на работе. А вот борьбу за доступную среду для инвалидов Олеся Захарова начала со здания прокуратуры. В Челнах тогда реализовывали проект «Доступный город». Прокуратура проверяла учреждения на наличие пандусов. При этом здание самой этой службы не было доступно инвалидам. Тогда девушка подала иск в суд. Кстати, в практике судей это был первый подобный случай.
- Это серьёзная проблема, - считает Олеся Захарова. – В Москве, Нижнем Новгороде и других крупных городах есть правозащитные организации, которые побуждают органы прокуратуры и суды нарабатывать практику. Так, в столице были случаи, когда дети-инвалиды по суду получали право посещать обычный детский сад или школу. Потому что отсутствие у образовательного учреждения условий обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – это проблема школы, а не ребёнка. А в Татарстане существование таких «правозащитников» формально.
Благодаря проекту «Доступный город» в Набережных Челнах сегодня стало намного удобнее, замечает Олеся Захарова. По крайней мере, строящиеся здания домов, поликлиник, магазинов, а также новые тротуары сделаны с учётом доступности. Но старые постройки остались без перемен.
Два года назад Олеся с родителями решила сменить место жительства, потому что их дом не отвечал требованиям доступности. В городе не оказалось подходящего варианта для переезда. «Разве это моя проблема?» - возмутилась девушка в письме к прокурору города. Так, с боем выбила себе квартиру в «доступном» доме.
Действуй, инвалид!
В 2012 году Олеся Захарова получит диплом о высшем юридическом образовании. Но на её счету уже есть крупные победы. Кстати, девушка защищает не только права инвалидов-колясочников. Она помогла сироте, которая 7 лет ждала от муниципалитета возмещения по суду стоимости её двухкомнатной квартиры (455 тысяч рублей в 2003-м), переданной в собственность чужим людям. После обращения к Олесе в марте этого года девушке выплатили эту сумму. Плюс 960 тысяч рублей как индексацию за все эти годы, плюс 100 тысяч – в качестве процентов за пользование чужими деньгами и 5 000 евро как компенсацию по решению Страсбургского суда. Так что семья сироты благодаря Олесе живёт в отличной квартире.
Начинающий юрист Захарова говорит, создала бы специализированный правозащитный центр для инвалидов, если бы они сами были готовы отстаивать свои интересы.
- Главная проблема даже не в существовании физических барьеров, а в умах самих инвалидов, - подчёркивает Олеся. – Они не хотят действовать, а мечтают, чтобы за них это сделал кто-то другой. Привыкли вести иждивенческий образ жизни: получать пенсию и помалкивать. Думаю, нужно ввести европейскую систему, при которой размер пенсии зависит от степени утраты трудоспособности. Но перед этим стоит озаботиться обеспечением трудоустройства инвалидов. К сожалению, Россия почти не движется в этом направлении.
Да и сами инвалиды, по мнению Олеси Захаровой, не верят, что отстоять права реально. «Я стараюсь показать, что они ошибаются, - сетует девушка. - А они только твердят: «Да, ты молодец! Но я так не смогу…»
Кстати
В этом году Татарстан стал пилотным регионом, где реализуется федеральный проект «Доступная среда». В этом году из российского и регионального бюджетов на проект выделят около 700 млн рублей. Удобными для инвалидов станут больницы, учреждения культуры, социальной защиты, учебные заведения и другие важные объекты. Особое внимание уделят вопросам транспортного обеспечения, оборудованию пешеходных переходов, установке светофоров с сигналами, организации специальных мест для парковок.
В РТ проживают около 318 тысяч инвалидов.