Точечный удар по раку
- Если больные клетки восстанавливают повреждение, нанесенное препаратом, то нет смысла назначать данный вид лечения больному, так как он ему не поможет, - рассказал «АиФ-Казань» Сергей Бойчук. - В противном случае раковая клетка погибает, и это означает, что данный вид лекарства пациенту подойдёт.
Доктор медицинских наук, профессор КГМУ Сергей Бойчук возглавляет группу учёных, занимающихся исследованием чувствительности раковых клеток к лекарствам. У каждой «больной» клетки есть биомаркёры – белки, с помощью которых она может восстановить ДНК, повреждённую во время лечения онкологического заболевания. Клетки заболевшего органа извлекают, воздействуют на них препаратом и затем под микроскопом наблюдают, сможет ли раковая клетка восстановиться.
Этим и объясняется тот факт, что лучевая терапия и другие меры помогают не всем, поскольку раковые клетки каждого человека реагируют на лечение индивидуально.
Преимущества новой диагностики по сравнению со старыми методами в том, что каждого пациента можно будет лечить персонально, назначать ему наиболее эффективный набор лекарств. Научные разработки в этом направлении ведутся во всём мире. В Казани подходит к концу цикл тестирования метода на животных. Скоро - черёд испытаний на людях.
Маркировка недуга
Ещё одна разработка казанских учёных, но на этот раз под руководством московского коллеги академика Михаила Угрюмова из Института биологии развития им. Н.К.Кольцова РАН – маркёры для распознавания рисков заболевания болезнью Паркинсона на доклинической стадии. По ним, предположительно, можно будет определять предрасположенность пациента к заболеванию. В скором времени учёные проверят свои исследования на реальных пациентах. Экспедиция отправится в один из районов Татарстана, где будет обследовано более 150 человек на ранней стадии болезни.
Дело в том, что болезнь Паркинсона в течение 20-30 лет может протекать скрыто. Еcли предрасположенность к ней заметить вовремя и начать лечение, то проявления её симптомов – неконтролируемого дрожания частей тела – можно если не исключить, то резко замедлить. - За притормаживание работы мышц в организме отвечают специальные нейроны, - рассказывает профессор кафедры нормальной физиологии КГМУ Разина Нигматуллина. - У нездорового человека нейроны постепенно отмирают, и когда их количество становится меньше определённого значения (порога), мышцы начинают трястись. Задача учёных – отсрочить гибель нейронов на длительное время и не допустить достижения пороговых показателей. Когда это удастся сделать, значительная часть больных не будет испытывать дискомфорта до естественной смерти.
Результатом разработки должен стать набор маркёров DiaPark, с помощью которых кровь пациента будут исследовать на состояние тех самых нейронов.
По словам Разины Рамазановны, сейчас в мире нет безопасной и доступной диагностики по выявлению заболевания. Поэтому цель учёных - найти способ недорогого и качественного обследования. Важно, чтобы оно стало доступным на всех уровнях медучреждений, вплоть до районных больниц. Если верить статистике, сейчас в России болезнью Паркинсона страдают 2,2 млн человек, ещё 4-6 млн их родственников обеспокоены своим здоровьем и хотят пройти обследование. Самый современный способ диагностики болезни Паркинсона сегодня – позитронный томограф. Приборы уже используют в Израиле, Европе и Америке, в России их пока ещё нет. Существенный недостаток томографа в том, что он не может обеспечить высокую пропускную способность, его не применяют при диспансеризации населения. Новые способы ранней диагностики при помощи DiaPark можно будет использовать во время массовых медосмотров населения начиная с 35-40-летнего возраста.